Север и рынок. 2021, №4

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 188-197. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 188-197. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА И АРКТИКИ капитала, уровень личного благосостояния, степень личного и социального благополучия [15, 16]. Анализ литературы показывает, что территориальное саморазвитие имеет ограничения, связанные с недостаточным количеством или отсутствием ресурсов (материальных, финансовых и трудовых), что существенно сказывается на социально-экономическом развитии данных территорий. Помимо этого, существуют специфические ограничения, препятствующие повышению уровня саморазвития территориальных сообществ Крайнего Севера и Арктики, а именно: сложные природно-климатические условия, неоднородность развития транспортной инфраструктуры, сложная логистическая составляющая, высокая стоимость строительства, продолжительность отопительного сезона и высокий уровень оттока населения. В этой связи муниципальным образованиям, расположенным в регионах Крайнего Севера и Арктики, для обеспечения необходимого уровня развития территории нужно также изыскивать внешние ресурсы. Одним из таких источников являются реализуемые на всей территории страны национальные проекты. Вопросам, затрагивающим особенности реализации национальных проектов на региональном и муниципальном уровнях посвящены работы ряда ученых [17-19]. В частности, отмечается, что значение национальных проектов нельзя сводить лишь к функции целеполагания или к способу перераспределения ресурсов. Национальные проекты позволяют сформировать новые требования ко всей системе регионального и муниципального управления, апробировать новые механизмы взаимодействия между различными уровнями власти при решении важных задач хозяйственного и социального развития территорий [17]. В то же время рассмотрение процессов реализации национальных проектов как фактора обеспечения благоприятных условий саморазвития территориальных сообществ Крайнего Севера и Арктики рассматривается в литературе недостаточно подробно. Саморазвитие территориальных сообществ сопряжено с множеством различных факторов, как объективных (имеющиеся ресурсы, уровень развития инфраструктуры, бюджетный и налоговый потенциал и т. д.), так и субъективных (система взаимодействия между различными уровнями власти, государственная политика, полномочия). Применение системного подхода позволяет рассматривать саморазвитие территориальных сообществ как систему обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения на определенной территории на основе использования как внутренних, так и внешних ресурсов при условии обеспечения единого политического, экономического и правового пространства в целом. Основная цель исследования — оценить ход реализации национальных проектов как фактора, позволяющего обеспечить благоприятные условия саморазвития территориальных сообществ Крайнего Севера и Арктики. Новизна исследования заключается в рассмотрении на основе применения принципа комплементарности (дополняемости) некоторых особенностей реализации приоритетных национальных проектов в контексте их влияния на саморазвитие территориальных сообществ Крайнего Севера и Арктики, как важнейшего элемента системного пространственного регионального развития. Использование в работе данного принципа позволяет обеспечить взаимодействие различных аспектов реализации национальных проектов с процессами обеспечения благоприятных условий для саморазвития территориальных сообществ. Материалы и методы При подготовке результатов автором применялись системный и комплементарный подходы. Исследование базируется на анализе значительного массива данных и нормативно­ правовых актов, на применении экспертного метода, а также на полученных и опубликованных автором ранее материалах исследований. Работа проводилось с 10 по 30 июня 2021 г. в муниципальных образованиях, входящих в Союз городов Заполярья и Крайнего Севера (далее — Союз). В настоящее время Союз насчитывает порядка 45 городов из 14 субъектов Российской Федерации, которые расположены на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Были опрошены эксперты из 25 муниципальных образований (МО), входящих в Союз, в том числе из таких, как: ЗАТО Александровск Мурманской области, МО городской округ Анадырь Чукотского автономного округа, МО город Братск Иркутской области, МО городской округ Воркута Республики Коми, МО город Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа, МО город Дудинка Красноярского края, МО город Енисейск Красноярского края, МО городской округ Инта Республики Коми, МО город Кировск Мурманской области, МО городской округ Коряжма Архангельской области, МО Мирнинский район Республики Саха (Якутия), МО Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа, Нарьян-Мар, МО город Норильск Красноярского края, МО муниципальный район Печора Республики Коми, МО Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа, МО город Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа, МО город Северобайкальск Республики Бурятия, ЗАТО Североморск Мурманской © Кондратович Д. Л., 2021 191

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz