Север и рынок. 2021, №4

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 188-197. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 188-197. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА И АРКТИКИ проекты можно подразделить на две группы: социально ориентированные и инфраструктурные. Стратегические аспекты развития государства и реализации национальных проектов содержатся в нескольких нормативных документах [5-8]. Успешность и эффективность реализации данных проектов как одного из факторов, позволяющих повысить уровень саморазвития территориальных сообществ Крайнего Севера и Арктики, зависит от организации управления, финансирования и информационного сопровождения. Современные теоретические и практические исследования, затрагивающие вопросы саморазвития территориальных сообществ, нашли свое отражения в ряде публикаций отечественных ученых [9-12]. В исследованиях А. И. Татаркина анализируются системообразующие условия саморазвития территориальных экономических систем, особенно региональных (внутренняя самодостаточность и внешняя среда). Саморазвитие территориальных социально-экономических систем рассматривается как устойчивая способность региона (муниципального образования) в условиях сложившейся в обществе макросреды обеспечивать расширенное воспроизводство ВРП за счет имеющегося потенциала собственных ресурсных возможностей и доходных источников в интересах реализации как макроэкономических целей и общенациональных приоритетов, так и внутрирегиональных целевых установок системного характера [9]. Таким образом, в исследованиях А. И. Татаркина саморазвитие рассматривается преимущественно на уровне субъектов Федерации. Соответственно, критерии саморазвития во многом сопряжены с такими показателями, как прирост валового регионального продукта, формирование внутренних доходных источников и способность региональной экономической системы стабильно поддерживать положительное сальдо торгового и финансового (платежного) балансов. Также отмечается, что территориальное саморазвитие возможно только в случае наличия соответствующих финансовых, материальных и трудовых ресурсов, а также производственных, инфраструктурных и ряда других возможностей, позволяющих обеспечить расширенное воспроизводство ВРП [9]. Л. А. Рябова рассматривает территориальное саморазвитие как один из важнейших элементов обеспечения устойчивого развития муниципалитетов и регионов. Она отмечает, что оно осуществляется преимущественно за счет внутренних ресурсов. В то же время процесс саморазвития территории исследуется Л. А. Рябовой в большей степени с позиции формирования благоприятных условий жизнедеятельности населения на уровне муниципальных образований. Этот процесс включает усиление внимания к социальным факторам саморазвития — социальным явлениям и процессам, имеющим место в данном сообществе и влияющим на местное развитие. Рост внимания к социальным причинам, стимулирующим территориальное саморазвитие, связан с осознанием того, что именно человек является главной ценностью, целью и средством развития, рождающим и реализующим новые идеи и инициативы [10]. К сожалению, в связи с непрекращающимся оттоком населения из регионов Крайнего Севера и Арктики, сворачиванием деятельности малых и средних предприятий, неконкурентоспособными условиями ведения бизнеса по сравнению с другими регионами РФ, что обусловливается продолжительным отопительным периодом, дорогостоящей энергией, необходимостью начисления зарплаты сотрудникам с учетом районного коэффициента за работу на Крайнем Севере и т. д., многие муниципальные образования сталкиваются со множеством социально­ экономических проблем. В исследованиях И. А. Гущиной, Д. Л. Кондратовича и О. А. Положенцевой проведена оценка факторов, влияющих на процессы территориального саморазвития в регионах российской Арктики (на примере Мурманской области) [11, 12]. В частности, был составлен рейтинг наиболее острых социально-экономических и экологических проблем для данной территории, произведена оценка восприятия жителями государственной и муниципальной политики, ее эффективности в организации жизнедеятельности местного социума. Анализ результатов социологических опросов относительно факторов саморазвития территории показал, что в условиях ограниченных доходов, формируемых на уровне муниципальных образований, местный социум рассчитывает на решение местных проблем посредством реализации государственных и региональных программ социально-экономического развития, а также национальных проектов. В зарубежной литературе достаточно часто можно встретить подход, в котором под саморазвитием понимается деятельность, направленная на развитие местных предприятий и местных сообществ, с использованием местных и внешних (неоэндогенный подход) ресурсов для повышения экономической активности внутри сообщества [13, 14]. Ряд зарубежных исследователей, представляющих концепцию саморазвития, акцентируют внимание на местных социальных ресурсах, усиливается внимание к таким социальным факторам территориального саморазвития, как демографическая ситуация, уровень развития социальной инфраструктуры, социальное развитие, обучение, рост человеческого и социального © Кондратович Д. Л., 2021 190

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz