Север и рынок. 2021, №4
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 188-197. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 188-197. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА И АРКТИКИ to the implementation of socially oriented development of the territories of the Far North and the Arctic and the achievement of national interests. It is established that the state has a high interest in the self-development of territorial communities, which in particular is implemented through a set of national projects aimed at providing conditions for scientific, technical and socio-economic territorial development, as well as the possibility of self-realization of each person locally and improving the quality of life of the population. It is concluded that, despite the obvious successes in the implementation of priority national projects, there are limitations associated with both objective and subjective reasons — insufficient funding, weak information support, management organization at both local and regional and federal levels. Keywords: priority national projects, self-development of territorial communities, management organization, municipalities, state policy, the Far North and the Arctic Acknowledgments: the work is a part of the state assignment of the Federal Research Centre "Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences" within the research work of Luzin Institute for Economic Studies, topic "Social Aspects of Self-development Management of Regions and Local Communities in the Russian Arctic" (state registration number АААА-А18-118051590115-9). For citation: Kondratovich D. L. Implementation of national projects as a factor of providing favorable conditions for self development of territorial communities of the Far North and the Arctic. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp.188-197. doi:10.37614/2220- 802X.4.2021.74.014 Введение В настоящее время в Российской Федерации реализуется целый комплекс национальных проектов, направленных на обеспечение устойчивого социально-экономического состояния регионов, повышения уровня их саморазвития и реализации возможностей каждого человека на местах. При этом ориентир на повышение качества жизни должен стать фундаментальной целью государственной политики. В свою очередь, достижение данной цели сопровождается решением целого комплекса задач, связанных с улучшением системы здравоохранения и качества образования, реализацией вопросов продовольственной безопасности, повышением условий и качества труда, развитием социальной инфраструктуры, обеспечением транспортной доступности, обеспечением доступным и качественным жильем, формированием удобной городской среды, внедрением прорывных технологий и т. д. Многие задачи невозможно решить исключительно за счет привлечения финансовых средств из федерального бюджета — требуется инициатива со стороны местного сообщества, региональных и муниципальных властей. Особенно актуальны вопросы реализации национальных проектов на уровне муниципальных образований Крайнего Севера и Арктики, где аспекты саморазвития территориальных сообществ приобретают жизненно важный смысл в силу сложившихся неблагоприятных природно климатических условий, слабой развитости социальной и инженерной инфраструктур, отсутствия дорог и пр. В 2005 г. впервые в новейшей истории России началась реализация долгосрочных программ, которые получили название «национальные проекты». К причинам реализации национальных проектов можно отнести целый комплекс факторов, таких как: сокращение государственного долга; высокий темп роста экономки; разграничение полномочий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления и упрощение взаимосвязей; формирование бюджета на несколько лет вперед, позволившее осуществлять планирование социально-экономических программ [1]. В этот период внимание было сфокусировано на решении самых актуальных проблем, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности общества. Среди таких проектов можно выделить «Современное здравоохранение», «Доступное жилье», «Качественное образование» и «Эффективное сельское хозяйство». Для реализации данных программ были разработаны мероприятия, имеющие определенные сроки выполнения, выделены финансовые ресурсы, а также было отработано взаимодействие государственных органов власти различных уровней, деятельность которых постоянно корректировалась с целью решения поставленных задач. В качестве предпосылок реализации приоритетных национальных проектов можно назвать развитие теории проектного управления, а также необходимость эффективного использования свободных финансовых ресурсов [2, c. 10-38]. В последние годы, в силу сложившихся неблагоприятных тенденций в экономике, вызванных введенными в отношении Российской Федерации санкциями со стороны некоторых стран Запада, нестабильностью на нефтяном рынке, а также в связи с продолжающейся пандемией COVID-19, наполняемость бюджета сократилась. В этой связи президентом РФ был подписан указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204 [3, 4], в котором было предложено сконцентрировать усилия на осуществлении двенадцати основных приоритетных проектов, которые необходимо реализовать до 2024 г., среди них: «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жильё и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Производительность труда и поддержка занятости», «Наука», «Цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт». Условно все © Кондратович Д. Л., 2021 189
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz