Север и рынок. 2021, №4
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА И АРКТИКИ Научная статья УДК 338.28 doi:10.37614/2220-802X.4.2021.74.014 РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И АРКТИКИ Дмитрий Леонидович Кондратович Институт экономических проблем имени Г. П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук, ORCID 0000-0002-4433-8383 Аннотация. Рассматривается ряд аспектов реализации приоритетных национальных проектов в контексте их влияния на саморазвитие территориальных сообществ Крайнего Севера и Арктики как важнейшего элемента системного пространственного регионального развития. Региональные и муниципальные аспекты саморазвития территориальных сообществ Крайнего Севера и Арктики во многом сопряжены с экономическими, социальными, образовательными, правовыми, культурными и другими особенностями взаимодействия общественности, органов государственной власти всех уровней, втом числе через реализацию государственных программ развития регионов. Проанализированы особенности национальных проектов, реализуемых в Российской Федерации на уровне ряда муниципальных образований, относящихся к регионам Севера и Арктики, в том числе: перечень национальных проектов, в которых принимает участие муниципальное образование; основные проблемы, препятствующие реализации национальных проектов; вопросы, требующие приоритетного внимания со стороны муниципальных органов власти; произведена оценка хода реализации каждого национального проекта. Анализ позволил определить предпосылки для создания эффективных механизмов и инструментов взаимодействия власти и общества в целом, в основе которых находятся государственные приоритеты, связанные с осуществлением социально ориентированного развития территорий Крайнего Севера и Арктики, с достижением национальных интересов. Установлено, государство имеет высокую заинтересованность в саморазвитии территориальных сообществ, что, в частности, реализуется через комплекс национальных проектов, целью которых являются обеспечение условий для научно-технического и социально-экономического территориального развития, а также возможность самореализации каждого человека на местах и повышение качества жизни населения. В заключении сделан вывод о том, что, несмотря на очевидные успехи в сфере реализации приоритетных национальных проектов, существуют ограничения, связанные как с объективными, так и субъективными причинами: недостаточное финансирование, слабая информационная поддержка, организация управления как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях. Ключевые слова: приоритетные национальные проекты, саморазвитие территориальных сообществ, организация управления, государственная политика, муниципальные образования, Крайний Север и Арктика Благодарности: статья подготовлена в рамках государственного задания Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» в части проведения научно-исследовательской работы Института экономических проблем имени Г. П. Лузина по теме «Социальные аспекты управления саморазвитием регионов и местных сообществ в российской Арктике» (номер государственной регистрации АААА-А18-118051590115-9). Для цитирования: Кондратович Д. Л. Реализация национальных проектов как фактор обеспечения благоприятных условий для саморазвития территориальных сообществ Крайнего Севера и Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С.188-197. doi:10.37614/2220-802X.4.2021.74.014 Original article IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS AS A FACTOR OF PROVIDING FAVORABLE CONDITIONS FOR SELF-DEVELOPMENT OF TERRITORIAL COMMUNITIES OF THE FAR NORTH AND THE ARCTIC Dmitry L. Kondratovich Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Apatity, Russia, ORCID 0000-0002-4433-8383 Abstract. The article examines a number of aspects of the implementation of priority national projects in the context of their impact on the self-development of territorial communities of the Far North and the Arctic, as an essential element of systemic spatial regional development. Regional and municipal aspects of self-development of territorial communities of the Far North and the Arctic are largely associated with economic, social, educational, legal, cultural and other features of interaction between the public and public authorities at all levels, including through the implementation of state programs for the development of regions. The paper analyzes the specifics of national projects implemented in the Russian Federation at the level of a number of municipalities belonging to the regions of the North and the Arctic, including: a list of national projects in which the municipality participates; the main problems hindering the implementation of national projects; issues requiring priority attention from municipal authorities; an assessment of the implementation of each national project. The analysis made it possible to determine the prerequisites for the creation of effective mechanisms and tools for interaction between the government and society as a whole, which are based on state priorities related СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 188-197. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 188-197. © Кондратович Д. Л., 2021 188
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz