Север и рынок. 2021, №4

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 172-187. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 172-187. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА И АРКТИКИ в повседневной жизни являются источниками повышения предпринимательского потенциала территорий и их полезности для сетевых предпринимательских проектов. Поэтому, с целью проектирования и управления предпринимательскими сетями наряду с оценкой потенциала бизнеса, институтов гражданского общества, органов государственной власти, корпораций и других сетевых акторов, актуальной является задача оценки предпринимательского потенциала населения территорий. Подходы к оценке предпринимательского потенциала населения территориальных социально-экономических систем Предпринимательский потенциал человека помимо приобретенных знаний, опыта и ресурсов определяется постоянным естественным инстинктивным стремлением к реализации более чем одной возможности по созданию чего-то признанного ценного [4]. Распространенное в научной литературе определение предпринимательского потенциала региональных систем основано на количественной оценке совокупности физических лиц, вовлеченных в предпринимательскую деятельность или готовых к ее ведению, а также на качественной оценке жителями регионов своих знаний, опыта и внешних условий для ведения предпринимательской деятельности [5, 6]. Более глубокий подход к определению предпринимательского потенциала человека основан на гипотезе зависимости предрасположенности индивида к открытию собственного бизнеса от человеческого капитала, накопленного в детстве, подростковом и раннем взрослом возрасте: «аналитические способности, познавательные / творческие способности и знания в дисциплинах социальных наук значительно увеличивают вероятность открытия бизнеса» [7]. Следующий подход к оценке предпринимательского потенциала населения основан на оценке желаемых для предпринимателей условий. Если общество нуждается в увеличении количества потенциальных предпринимателей, оно должно разработать политику, которая увеличит их желание открыть собственный бизнес, — предоставить потенциальным предпринимателям «богатую питательными веществами» среду: достоверную информацию, надежные образцы для подражания, эмоциональную / психологическую поддержку, а также ощутимые ресурсы, дающие возможность апробировать инновационные продукты с относительно низким риском (компенсацию неудачи) [8]. Существует подход к оценке предпринимательского потенциала людей на основе оценки уровня их образования согласно гипотезе, что образование в области предпринимательства способствует формированию новых предприятий, повышает вероятность самозанятости, разработки новых продуктов и развития высокотехнологичного бизнеса. Кроме того, восприятие человеком собственной эффективности имеет сильное влияние на применение знаний и навыков. Исследования среди норвежских и индонезийских студентов обнаружили значительную корреляцию между представлениями людей о самоэффективности и предпринимательскими намерениями [9]. Обратим внимание, что приведенные выше подходы основываются на понимании предпринимательства как готовности к ведению бизнеса на свой страх и риск при желательном наличии соответствующих знаний и опыта. Придерживаясь трактовки предпринимательства как особого типа хозяйственного поведения, предпринимательский потенциал отдельной личности автор рассматривает как «заранее существующую готовность» проявить инициативу для обновления экономической системы, обеспечивающую реализацию специфических особенностей предпринимательства — инновационности, креативности, информациональности и рискованности [3]. Наличие специальных знаний и опыта, готовность к риску являются параметрами, которые характеризуют предпринимательский потенциал населения региона, так как соответствуют таким отличительным характеристикам предпринимательства, как информациональность и рискованность. Однако они не отражают таких особенностей личности, как инновационность и креативность. В методиках оценки предпринимательского потенциала населения территорий, опирающихся на вышеуказанные теоретические подходы, используются показатели количества действующих в регионе малых и средних предприятий и уровня образования населения. Данные показатели характеризуют степень готовности населения к принятию на себя рисков ведения собственного бизнеса и навыки работы с информацией, но на вопросы, в какой степени индивиды готовы к участию в формировании социально-экономических отношений экономики знаний, какова их приверженность постоянному поиску новых инновационных решений в процессе ведения бизнеса, данные показатели ответа не дают. Кроме того, существующие методики оценки предпринимательского потенциала населения территорий на основе оценочных суждений респондентов относительно их готовности к ведению © Метелева М. А., 2021 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz