Север и рынок. 2021, №4

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 7-20. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 7-20. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ Неконструктивные действия западных партнеров, прежде всего США и их союзников по НАТО в Арктическом регионе, наличие территориальных претензий этих государств, осуществление политики сдерживания России посредством санкционного давления, рост интенсивности военных учений альянса, заявления о принадлежности природных богатств Сибири и Арктики «мировому сообществу», стремление закрепить и усилить свое геополитическое и военное влияние в Российском секторе Арктики (что нашло свое отражение в арктических стратегиях североевропейских государств и США) потребовали от России активных действий по защите национальной безопасности и суверенитета в Арктическом регионе. Необходимость защиты суверенных интересов России в Арктике зафиксирована в Военной доктрине РФ (2014 г.)12. В этой связи Россия последовательно выступает за применение правовых методов регулирования территориальных споров, в том числе вопросов делимитации морских пространств, определения правового режима СМП и т. д. посредством переговоров на международных площадках, сбора научной доказательной базы путем проведения научных экспедиций (обследование хребта Ломоносова), арбитража, судебных разбирательств и иных мирных средств. Можно смело утверждать, что сегодня Россия переживает геополитический ренессанс, это касается и упрочения присутствия в Арктике — её геополитическое влияние в мире значительно выросло и осуществляется в соответствии с четко сформулированным геополитическим кодом, который соответствует реальному политическому, экономическому, социальному и культурному потенциалу нашей страны, определяется ходом ее экономического развития [35]. Заключение Арктика становится важным объектом геополитических игр как для арктических государств, так и для стран достаточно далеких от этого региона. Формирование облика Новой Арктики определило вектор геополитического противостояния, в основе которого лежит стремление ряда государств, в первую очередь стран НАТО, расширить свое геополитическое, экономическое и военное присутствие в Арктике, включая Российский сектор, что закреплено в их арктических стратегиях. Как показал анализ стратегических документов, основной целью США и её союзников по НАТО в Арктическом регионе является противодействие росту присутствия в нем России. В этой связи предпринимаются попытки оспорить правовой статус СМП, осуществляется санкционное давление на российские компании, чтобы затруднить экономическое освоение Арктики, расширяется военное присутствие стран НАТО в арктических широтах. Геополитическая ситуация, сложившаяся в Арктике, требует от России четких и адекватных реакций с целью решения важных узловых задач, направленных на противостояние современным экономическим и политическим вызовам в АЗРФ, обеспечение устойчивого развития арктических территорий как основы национальной экономической безопасности России посредством повышения экономической и социальной привлекательности региона. Формирование устойчивой модели развития арктических территорий должно осуществляться не только во внутренней политике страны, где уже предприняты действия по оформлению базового контура нормативного поля АЗРФ, что даст возможность арктическим регионам России стать крупнейшей в мире экономической зоной с единым набором административных, налоговых и инвестиционных преференций, а также является геополитическим инструментом для укрепления регионального присутствия России в Арктике, но и во внешней — с привлечением международно­ правовых институтов. Вектор международной политики России должен быть направлен на формирование устойчивой модели развития в условиях Новой Арктики, в то же время необходимо обеспечить защиту суверенных прав в Российском секторе и территориальную целостность страны, что должно осуществляться по следующим ключевым направлениям: 1. Природоохранная и экологическая безопасность, внедрение инновационных экологических стандартов. С этой целью необходимо построение модели экологически устойчивого развития Арктики, предусматривающей переход от экономики, основанной на экстенсивной эксплуатации арктических ресурсов к инновационно­ сырьевой экономике, основанной на знаниях. 2. Имея эксклюзивные права как арктическое государство, закрепленное в Конвенции ООН, и с учетом возможностей международного права, следует обязать применять национальное природоохранное законодательство и экологические стандарты эксплуатации акватории СМП и арктических ресурсов, 12 Военная доктрина Российской Федерации: утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976. ©Щеголькова А. А., 2021 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz