Север и рынок. 2021, №4
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 7-20. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 7-20. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ территориальной целостности и суверенитета; расширением ресурсной базы; развитием арктической транспортной артерии — СМП; социальным развитием арктических территорий; ростом благосостояния жителей региона и защитой прав коренных народов Севера; экологической безопасностью и охраной окружающей среды. При этом развитие арктических транспортных коммуникаций можно рассматривать как драйвер экономики АЗРФ и России в целом, так как оно способствует интенсификации производства и экспорта российских углеводородов; строительству инфраструктурных сооружений для работы в акваториях СМП, включая береговые; развитию средств связи, навигационно гидрографического обеспечения в Арктике; развитию отечественного судостроения; расширению научно технической базы; созданию новых высокотехнологичных рабочих мест; росту налоговых поступлений в федеральный и региональный бюджеты и пр. Объем грузоперевозок по СМП в 2020 г. составил 32,97 млн т, по сравнению с предыдущим годом грузооборот вырос на 4,7 %, при этом целевой показатель превышен на 13,7 % (на 2020 г. он составлял 29 млн т)8. Объемы грузовых перевозок в 2024 г. прогнозируются дирекцией СМП на уровне 60 млн т, что ниже целевого показателя в 80 млн т, установленного Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г.9 Однако российские компании, являющиеся основными пользователями СМП («Новатэк», «Газпром нефть», «Норникель», «Роснефть»), заявили о готовности перевезти по СМП к 2024 г. груз в объеме 73,9 млн т. Целевые показатели Стратегии - 2020 по объемам грузоперевозок определены на уровне 120 млн т в год к 2030 г. и 160 млн т в год к 2035 г. К 2024 г. в планах осуществлять круглогодичную навигацию по СМП. Основную долю в объеме грузоперевозок в 2020 г. составил сжиженный природный газ (СПГ) — 59 %, а также нефть и нефтепродукты — 26 %. В соответствии с целевыми показателями Стратегии - 2020 предполагается значительный рост добычи углеводородов и производство СПГ, которые и составят основную долю грузоперевозок по СМП. В целях развития СМП в России модернизируется ледокольный флот, в том числе атомный 8Северный Морской путь. Итоги 2020. URL: https://arctic.gov.ru/wp- content/uploads/2021/02/2020.pdf (дата обращения: 27.08.2021). 9Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 10Указ Президента Российской Федерации от 20 июля 2017 г. № 327 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/42117/page/1 (дата обращения: 27.08.2021). (на конец 2021 — начало 2022 гг. планируется введение в эксплуатацию новых атомных ледоколов проекта 22220). Акватория СМП имеет не только экономическое, но и оборонное и стратегическое значение, являясь фронтиром и обеспечивая сохранение суверенитета и территориальной целостности страны. В акватории СМП для прохода судов Россия применяет разрешительную практику. Как сказано в Указе Президента РФ № 327 от 20 июля 2017 г., СМП — это «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация РФ»10. В 2018 г. вступили в силу поправки в Кодекс торгового мореплавания РФ11, согласно которым судам под российским флагом дано преимущественное право осуществлять перевозки и хранение углеводородного сырья и угля по СМП в пределах континентального шельфа, однако данные изменения не вводят запрет перевозок по СМП судами под иностранным флагом. США рассматривает СМП как международный транзитный коридор, предъявляя к России те же претензии, что и к Канаде в отношении СЗП, и претендуя на проведение учений по обеспечению свободы судоходства в Арктике в районе акватории СМП. Международная правовая коллизия заключается в том, что большая часть участка СМП действительно проходит в территориальных водах России (12-мильной зоне), однако часть в районе, где суверенные права ограничены, и существует право иностранных государств на свободное мореплавание (исключительная экономическая зона и континентальный шельф) [31]. Также Вашингтон ссылается на Конвенцию ООН по морскому судоходству, где указано «право свободного мирного прохода» в территориальные воды России, которые могут быть и ограничены различными условиями, в том числе и национальными. Однако, как отмечают ряд экспертов [32-34], у России имеются правовые возможности закрепления исключительных прав на акваторию СМП и осуществление контроля за данной транспортной коммуникацией. При этом категорично заявлять о запрещении прохода по СМП по крайней мере нецелесообразно, так как развитие данной арктической трассы выгодно в первую очередь России и невозможно без роста грузооборота, в том числе за счет судов под иностранным флагом. 11 Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 296-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части создания Российского открытого реестра судов в связи с принятием Федерального закона "О международных компаниях" и Федерального закона "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края"» (с изменениями идополнениями). ©Щеголькова А. А., 2021 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz