Север и рынок. 2021, №4

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 140-156. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 140-156. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА И АРКТИКИ В соответствии с утвержденными СНК РСФСР контрольными цифрами на 1931 г., общественным питанием в РСФСР должно было быть охвачено 80-90 % рабочих основных отраслей промышленности, строителей — 90-100 %. Необходимо было организовать питание 70-75 % школьников горячими завтраками в индустриальных пунктах, во всех остальных пунктах — 50-60 %. В капитальное строительство городского сектора общественного питания было намечено вложить 56 млн рублей. Потребкооперация предполагала вложить в организацию сети общественных столовых 2 млн руб. с привлечением дополнительных средств самих трудящихся. Заводские столовые обязали считать цехами предприятий, а их особо важной задачей стало обеспечение ночных смен горячей пищей [29]. «Зерновая проблема» в СССР в январе 1931 г. объявлялась в прессе «в основном разрешенной» усилиями партии и правительства. Но снабжение мясом, и особенно овощами, трудового населения страны состоявшийся в декабре 1930 г. пленум ЦК и ЦКК ВКП (б) признал неудовлетворительным. Основными причинами такого состояния дел считались ненадлежащая работа «заготовительного и снабженческого аппарата», плохо организованная или полностью отсутствующая техническая база по приемке, перевозке, хранению и переработке овощей. Пленум поручил СНК СССР делегировать облисполкомам и горсоветам ответственность за размещение посевных площадей картофеля и других овощей таким образом, чтобы потребность городов и рабочих районов удовлетворялась продукцией пригородных хозяйств, не допуская перевозок овощей на дальние расстояния. Наркомснаб и местные парторганизации должны были обеспечить к 1 апреля 1931 г. выполнение не менее 70 % плана по заготовке скота. Директивы пленума ЦК и ЦКК ВКП (б) были объявлены «целиком применимыми к Хибинским условиям». Поэтому все местные организации обязали активно участвовать в работе по организации в районе дислокации производственных объектов треста «Апатит» скотоводческо-огородного хозяйства [28]. В мае через газету «Хибиногорский рабочий» население было проинформировано, что правление ЗРК приступает к организации молочно­ животноводческого направления в совхозе «Индустрия», но достаточными денежными ресурсами не располагает, потому в «строительстве совхоза должно принять участие все население». От жителей города принимались возвратные вклады, которые при выезде из Хибиногорска обещали вернуть. Все общественные организации должны были помочь ЗРК в этом деле, развернув разъяснительную компанию значения этих вкладов [30]. Также через газету хибиногрцы доводили до сведения организаций потребительской кооперации, что готовы вХибинах «огородное дело поставить» иждут от них «организационных мер на этот счет» [30]. 19 августа 1931 г. было принято постановление ЦК ВКП( б) и Совнаркома СССР «О мерах улучшения общественного питания», в котором предусматривалось изъятие общественного питания в крупных промышленных центрах из системы потребкооперации и организация в этих районах государственных хозрасчетных трестов и объединений народного питания в системе Наркомснаба СССР. Во исполнение постановления ЦК ВКП (б) и Совнаркома хибинский ЗРК выделил в самодеятельную организацию отдел общественного питания — ЗРКпит, но при этом не снабдил его достаточным количеством транспорта, инвентаря и продуктов, тем самым лишь «ослабил цех общественного питания». Фактически процесс обособления продолжался в течение всего 1931 г. и к декабрю не был еще закончен [31, 32]. Руководимая в 1931 г. ЗРКпитом сеть общественного питания по-прежнему не справлялась с рядом поставленных перед ней партией, правительством и руководством треста «Апатит» задач, несмотря на то что на продовольственное снабжение в районе апатитовых разработок выделялись большие средства и оно было «поставлено вполне удовлетворительно». Питание рабочих непосредственно на рабочих участках в горах было не налажено. В течение всего восьмичасового рабочего дня рабочие не имели возможности пообедать и в лучшем случае «жевали сухой хлеб». Рудком, Рудоуправление и ЗРКпит вновь обязались организовать снабжение горячей пищей рабочих смен на самом производстве, установив для этого получасовой перерыв. Технически это было возможно, так как «почти до самых забоев» имелось автомобильное сообщение. Следовало только приобрести термосы и необходимую для раздачи пищи посуду. В крайнем случае рабочие просили установить раздачу сухих завтраков и снабдить рабочие места кипятком для чая. Но до конца года доставка горячей пищи на участки так и не была налажена. ЗРКпит не смог решить вопрос и с детским питанием. В школах горячие завтраки получали далеко не все 1142 учащихся, нуждающихся в них, и, при отсутствии специального места для приема пищи, съедались школьниками «прямо на партах». В общих столовых не было детского обеда [33]. Со второй половины июня ЗРКпит начал отпускать детские обеды. Возникла новая проблема. Сеть общественного питания в 1931 г. обслуживала 16-17 тыс.человек в день. Детей, по данным печати, в это время насчитывалось около 5 тыс. Увеличения посадочных мест в столовых предусмотрено не было, поэтому одновременная подача обедов для детей © Шабалина О. В., Казакова К. С., 2021 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz