Север и рынок. 2021, №4
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 140-156. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 140-156. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА И АРКТИКИ Декабрьский пленум ЦК и ЦКК ВКП (б) 1930 г. признал работу потребительской кооперации в деле обеспечения населения продовольствием недостаточной. Основные партийные и правительственные директивы Севзапсоюзом грубо нарушались. Центральными снабжающими организациями для хибинских разработок был установлен усиленный продовольственный паек, по своему качеству превышающий нормы распределения прочих промышленных центров, но Севзапсоюз этого пайка не обеспечивал. Например, выдача сахара, норма которого была определена в 1,5 килограмма в месяц, Севзапсоюзом систематически задерживалась: в ноябре 1929 г. не додали 0,5 килограмма, в декабре — один килограмм, в январе 1931 г. его совсем не выдали. Севзапсоюз умудрялся, отпуская продукты по книжкам, завышать цены. Создавая искусственный дефицит, сотрудники потребкооперации реализовывали «придержанные» продукты через столовые по спекулятивной цене. Рис. 1. Открытие столовой в Хибиногорске с большой пропускной способностью. Ноябрь 1930 г. Музей-архив ЦГП КНЦ РАН. ОФ 22. с. 14. ф. 3 Очереди при выдаче пайка и промтоваров не изживались, продавцы отпускали товар, взвешивая его в таре [26]. Из-за проблем со своевременностью поставок продуктов питания и тотальной нехваткой продовольствия в стране во исполнение июльского постановления СНК СССР № 36 1930 г. распределение продовольствия было организовано также через сеть общественного питания: в общественных и производственных столовых, буфетах и т. д. В начале 1931 г. «недооценка налаживания общественного питания» в газете «Хибиногорский рабочий» была объявлена вредным оппортунизмом. Авторы статей и сообщений требовали от кооперации немедленного улучшения качества и удешевления обедов в столовых. «Безобразные факты», которые тормозили развитие и улучшение общественного питания, выявленные при инспектировании бригадой рабочих состояния дел в столовой № 1, были характерны для всей формировавшейся системы общепита в Хибинах (рис. 1, 2). Рис. 2. Столовая в Хибиногорске с большой пропускной способностью. Июль 1932 г. Музей-архив ЦГП КНЦ РАН. ОФ 22. с. 32. ф. 2 При пропускной способности столовой № 1 в 2000 обедов в день ее штат состоял из 180 рабочих и служащих: 100 работников кухни, занятых также на «подвозке воды», 53 официантки, 27 административно-технических сотрудников. Несмотря на такой штат, посетители жаловались на нерасторопность обслуживания и качество блюд. Столовая не имела никаких механических приспособлений. Не налажен был учет продуктов, которые выписывались со склада «по мере надобности». Каждую вторую декаду столовая отчитывалась перед Севзапсоюзом. Учет был настолько запутан, что невозможно было рассчитать реальную себестоимость продукции. Инспекторы заметили существенную разницу в ценах на одни и те же блюда, сравнивая меню столовой № 1 и технической столовой, и антисанитарное состояние кухни. Отмечалась общая тенденция для всех столовых: расхищение посуды и столовых приборов. За короткое время столовая на 19-м километре, например, не досчиталась ножей 3 тыс. штук, стаканов 2 тыс. штук. Причем в воровстве уличались и сотрудники предприятий. В качестве предложения по улучшению работы столовых чаще всего предлагались меры по механизации рабочих процессов и сокращению штата, по улучшению учета израсходованных продуктов на обеды и санитарного состояния. Рабочие также просили продлить время отпуска обедов в столовых до двенадцати часов ночи [27]. 5 января 1931 г. состоялось торжественное открытие столовой на 25-м километре, которая предназначалась для обслуживания только лучших производственников-ударников, участников © Шабалина О. В., Казакова К. С., 2021 146
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz