Север и рынок. 2021, №4

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 140-156. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 140-156. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА И АРКТИКИ женщин от отупляющего и принижающего одиночного домашне-семейного хозяйства, давая им тем самым возможность участвовать в социалистическом строительстве» [12]. В расчет также принималась экономия топлива и продуктов, которая должна была иметь место при переходе от индивидуального к общественному питанию. Уже в следующем году было принято постановление ЦК ВКП (б) и Совнаркома «О мерах улучшения общественного питания», в котором предусматривалось переведение продовольственного снабжения с индивидуальных на общественные формы. В постановлении также требовалось изъять общественное питание в Москве, Ленинграде и крупных промышленных центрах из системы потребкооперации и организовать в этих районах государственные хозрасчетные тресты и объединения народного питания в системе Наркомснаба СССР. Руководство их деятельностью возлагалось на Главное управление по народному питанию — Союзнарпит [13, с. 5]. В документе было отмечено, что к началу 1930-х гг. 5 млн рабочих и 3800 прочих трудящихся в городах было охвачено общественным питанием, сеть которого включала 13400 объектов и потребовала капиталовложений в строительство зданий в 1927-1930 гг. в размере, превышающем 200 млн руб.; 3 млн детей в школах были обеспечены горячими завтраками. Как отмечалось в постановлении, несмотря на определенные успехи по внедрению системы общественного питания, в ее работе имелись существенные недостатки: «неудовлетворительность обедов, зависящая главным образом от плохой постановки дела самого общественного питания; антисанитарное состояние столовых, недопустимо небрежное обслуживание потребителя; слабая материально-техническая база и плохое ее использование; перегрузка предприятий общественного питания» [14]. Улучшить работу системы общественного питания было необходимо для устранения текучести рабочей силы и выполнения промфинплана. Столовым было рекомендовано разнообразить меню, обеспечить дифференциацию обедов по стоимости и дано право осуществлять самостоятельные заготовки. Чтобы привлечь для работы в сферу общественного питания квалифицированных и ответственных работников, избежать хищений продуктов, уровень зарплаты работников общепита и снабжения их промтоварами приравнивалась к соответствующим нормам рабочих промышленных предприятий. Также в постановлении был поднят вопрос о необходимости организации сети подсобных животноводческих и птицеводческих предприятий, © Шабалина О. В., Казакова К. С., 2021 продукция которых полностью использовалась бы в столовых [14]. Тем самым должна была решаться проблема внепланового увеличения количества посетителей и невозможности обеспечить их питанием за счет уже созданных продовольственных фондов. В рамках Нарпита была создана собственная распределительная сеть, и к середине 1933 г. уже работало 9850 предприятий: столовые при учреждениях и производствах, фабрики-кухни, механизированные столовые, рабочие кафе, рестораны, сеть кафе-чайных, буфеты и киоски, в которых, по данным на 1 апреля 1933 г., питалось 5,5 млн человек ежедневно [13, с. 11]. Решение проблемы обеспечения страны продовольствием в период выполнения первого пятилетнего плана экономического развития напрямую зависело от увеличения производства минеральных удобрений, о чем свидетельствуют решения пленумов ЦК ВКП (б) в 1928-1929 гг., XVI партконференции и V съезда Советов СССР. На Сырьевой секции Комитета по химизации народного хозяйства СССР при СНК СССР 6 февраля 1929 г. был заслушан доклад А. Е. Ферсмана и В. И. Влодавца о найденных в Хибинах, на Кольском полуострове, запасах апатита, после которого хибинские апатитовые месторождения приобрели «общесоюзное значение с точки зрения развития фосфатно-туковой промышленности и добычи фосфорно-кислых удобрений» [15]. 5 октября 1929 г. Экономический совет РСФСР инициировал организацию предприятия по разработке и добыче апатита, и 13 ноября 1929 г. был создан трест «Апатит» республиканского значения с подчинением Ленинградскому областному совету народного хозяйства. В декабре 1929 г. он уже был переведен в разряд предприятий общесоюзного значения и передан в ведение ВСНХ СССР [15, с. 287-289]. В 1930 г. в ходе хозяйственного освоения Хибин было запланировано строительство электростанции, горняцкого поселка, социалистического города, рудничных сооружений и обогатительной фабрики. Леноблсовнархозу и руководству треста «Апатит» предстояло укомплектовать аппарат треста и рудник инженерно-техническим персоналом и квалифицированной рабочей силой. В мае Совет Труда и Обороны (СТО) СССР утвердил первый годовой промфинплан треста «Апатит» на сумму 12 млн руб. и план добычи апатита — 250 тыс. т. Промышленный центр в Хибинах при всемерной поддержке правительства развивался невиданными темпами [16, с. 51-52]. Поэтому особо остро стоял вопрос об организации сети общественного питания и о снабжении района социалистической стройки продовольствием. 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz