Север и рынок. 2021, №4
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 140-156. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 140-156. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА И АРКТИКИ в организационной иерархии снабженческих групп и подгрупп. Карточки предназначались только для работающих в государственном секторе экономики, который был поделен на четыре списка снабжения по степени важности промышленных объектов, сконцентрированных в различных регионах страны [7, с. 89-90]. Работники ведущих индустриальных предприятий Москвы, Ленинграда, Донбасса, Урала, Восточной Сибири, Караганды, Баку и Дальнего Востока, входивших в особый и первый списки, снабжались из централизованных фондов в первую очередь по самым высоким нормам всеми основными продуктами питания. Жители малых и неиндустриальных городов, занятых на обслуживающих производствах, мелких предприятиях легкой промышленности и в коммунальном хозяйстве, оказались во втором и третьем списках снабжения и получали централизованно только хлеб, крупу, сахар и чай по более низким нормам. Большинство сельских рабочих и служащих совхозов было также отнесено к третьему (самому скудному) списку снабжения. Внутри этих списков «разбивка трудящегося населения» для получения заборных книжек осуществлялась в зависимости от производственного статуса людей. Первую (I) группу составляли: «а» — индустриальные рабочие (рабочие фабрично заводских предприятий, занятые на транспорте, в народной связи, коммунальном хозяйстве; производственный инженерно-технический персонал; комполитсостав Красной армии и флота, войск ОГПУ; милиционеры и оперативные работники уголовного розыска; ученики и постоянно работавший преподавательский персонал школ ФЗУ); «б» — лица физического труда (неиндустриальные рабочие, кооперативные кустари, работавшие по заданиям артелей и по договорам с госорганизациями) и приравненные к ним студенты и преподаватели индустриальных вузов, техникумов и рабфаков. Во II группу «трудящихся» входили: служащие, члены семей служащих и члены семей рабочих I группы «а» и «б»; студенты неиндустриальных вузов, техникумов и курсов; пенсионеры; представители творческих профессий, кустари, ремесленники, имевшие регистрационные удостоверения; лица, занимавшиеся извозом, врачи частной практики, преподаватели частных уроков, зарегистрированные в органах просвещения, а также члены их семей. К III группе были отнесены дети до четырнадцати лет, родившиеся в 1917 г., вне зависимости от занятий их родителей. Заборные книжки не выдавались лицам, лишенным избирательных прав и не занимавшимся общественно-полезным трудом: © Шабалина О. В., Казакова К. С., 2021 142 арендаторам, жившим на нетрудовые доходы, владельцам контор, лечебниц, бюро, частным маклерам, служителям религиозных культов всех вероисповеданий и торговцам рынков. В дальнейшем стратификация снабжения и общественного питания только усиливалась. Администрации новостроек и производств, ограниченные в действенных способах повышения производительности труда, оттесняли не подчиненные им ЗРК от распределения по карточкам продуктов питания и товаров первой необходимости. На правительственном уровне функции ЗРК и ЗР были ограничены в 1932 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О расширении прав заводоуправлений в деле снабжения рабочих и улучшении карточной системы», и на их материально-технической базе стали организовываться отделы рабочего снабжения — ОРСы. [9, с. 432]. Теперь руководство крупнейших предприятий, выделенных в особую группу, устанавливало нормы снабжения по карточкам в определенных Наркомснабом пределах, порождая новые градации значимости трудовых функций работников и степени выполнения ими промфинплана [7, с. 91-92]. В период форсированной индустриализации советское государство продолжало модернизировать организацию труда и быта своих граждан, развивая общественное питание в качестве подсистемы распределения продовольственных ресурсов в стране. Значительные изменения в структуре населения в сторону увеличения доли рабочих и служащих в народном хозяйстве СССР, возросшей за годы первой пятилетки более чем вдвое (с 10,8 млн человек в 1928 г. до 22,8 млн человек на конец 1932 г.), потенцировали принятие ряда партийно-правительственных директивных документов [4, с. 24; 10, 11]. В 1930 г. вышло постановление СНК о «Развитии общественного питания», в котором ставилась задача расширения сети общественных столовых и организации фабрик-кухонь. Для того чтобы общественные столовые бесперебойно снабжались продуктами, предусматривалось создание бронированных фондов продовольствия в первую очередь в рабочих районах. Прокурорскому надзору предписывалось привлекать к ответственности лица, снабжающие предприятия общественного питания некачественными продуктами, выявлять в столовых случаи хищения и порчи продуктов. Именно общественное питание должно было стать средством улучшения условий труда в СССР, так как признавалось, что оно ведет к «постепенному раскрепощению и освобождению трудящихся
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz