Север и рынок. 2021, №4

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 7-20. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 7-20. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ регионе, а также изменение окружающей среды и связанный с этим потенциальный рост добычи природных ресурсов. Являясь единственной службой США, которая сочетает в себе как военные, так и гражданские функции, USCG делает акцент не только на необходимость экологической охраны морской среды, проблемы поиска и спасения, но и на «поддержку военных служб и обеспечение их присутствия». Стратегия USCG 2019 г. определила три направления дальнейшего развития в Арктике [26]: укрепление стратегического потенциала; укрепление порядка, основанного на международных правилах и праве посредством международных организаций — Арктического совета (Arctic Council), Арктического форума береговых охран (Arctic Coast Guard Forum, создан странами Арктического совета в 2015 г.), Международной морской организации (IMO), а также государственных и местных агентств с акцентом на совместимость с Министерством обороны США; внедрение инноваций и адаптация к изменениям. В июне 2019 г. Министерство обороны США опубликовало Арктическую стратегию, которая, по сути, является отголоском выступления госсекретаря М. Помпео в мае 2019 г., в котором Арктика рассматривалась как «регион растущей неопределенности со сложной и потенциально проблематичной обстановкой безопасности» в связи с растущей напряжённостью в отношениях с Россией и Китаем. Основное отличие стратегии 2019 г. от аналогичного документа 2016 г. в том, что ранее Арктика рассматривалась как регион сотрудничества, а сейчас это регион стратегической конкуренции. Основными соперниками в Арктическом регионе в опубликованной стратегии США названы Россия и Китай. Характер взаимоотношений между арктическими государствами документ определяет как «стратегическое соперничество» (strategic competition) [27]. Страны, не входящие в «Арктическую восьмерку», по замыслу США, не имеют прав на какие-либо притязания в Арктике. В основе своей военная стратегия США выделяет следующие приоритетные направления: наблюдение и раннее оповещение; военное сотрудничество с арктическими странами, входящими в НАТО; подготовка и проведение военных учений в арктических условиях, расширение военных баз в Арктике (в качестве основных военных баз США рассматривают Аляску и Гренландию); расширение энергетических проектов в Арктике. По сути, эту стратегию вкупе с опубликованными раннее стратегическими прогнозами ВМС США и Береговой охраны следует рассматривать как призыв к увеличению инвестиций в военный потенциал и инфраструктуру в Арктическом регионе. В 2020 г. опубликован меморандум «О защите национальных интересов США в Арктике и Антарктике» (Memorandum on Safeguarding U. S. National Interests in the Arctic and Antarctic Regions. June 9, 2020), в котором администрация Д. Трампа призывает к разработке и выполнению Polar Security Cutter program (Программы по созданию ледоколов для обеспечения безопасности в полярной зоне) [28] в целях поддержки национальных интересов в Арктике и Антарктике, а также меморандум между ВМС США, Корпусом морской пехоты и Береговой охраной США (Advantage at Sea Prevailing with Integrated All-Domain Naval Power, December 17, 2020). По мнению авторов меморандума, «ревизионистские подходы», применяемые Россией и Китаем в военно-морской сфере, напрямую несут угрозу интересам США, направлены на подрыв альянсов и партнёрств [29]. Соглашение содержит практические рекомендации, направленные на достижение доминирования в Арктике в условиях стратегического соперничества и повседневной конкуренции. Подобное взаимодействие в военно-морской сфере между ВМС США, Корпусом морской пехоты и Береговой охраной США ранее предпринималось лишь в период локальных вооружённых конфликтов и войн, т. е. по факту данные силы приведены в состояние повышенной боевой готовности. В целях дальнейшего расширения военного присутствия в Арктике для Береговой охраны США с 2021 г. Совет национальной безопасности арендовал два ледокола постройки конца 1970-х гг., которые предполагается использовать до реализации Polar Security Cutter program (первый ледокол планируется построить до конца 2024 г.). Не обошли вниманием разработчики данного документа и тему природных ресурсов, обвиняя Россию и Китай в попытках распространить свой контроль на разведку и разработку природных ресурсов и ограничить доступ к северным акваториям, что будет иметь «негативные последствия для государств» [29]. Следует отметить, что со сменой администрации президента США вектор американской политики в Арктическом регионе сохраняется. Так, в марте 2021 г. Пентагоном был опубликован документ "Regaining Arctic Dominance The U. S. Army in Arctic 2021", который представляет собой не что иное, как стратегический план создания армейской группировки в целях захвата господства в Арктике. Было заявлено о формировании дивизии с поддержкой армейской бригадой и многодоменной оперативной группы (Multi-Domain Task Force, MDTF), состоящей из специалистов по ведению разведки, киберопераций, сил радиоэлектронной борьбы (РЭБ), противовоздушной (ПВО) и противоракетной ©Щеголькова А. А., 2021 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz