Север и рынок. 2021, №4
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 114-127. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 114-127. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ потому что это необходимо для того, чтобы хотелось эти места посетить, а также для получения возможности видеть и быть увиденным. Он может быть связан со зрелищем, основанном на световом шоу или шоу с лазерными лучами и т. п. На основе особого сочетания предпочтений, новизны / волнения и знакомства / безопасности Эрик Коэн [29] разделил туристов на четыре категории. Организованные массовые туристы: путешествие в группе с другими туристами, не обязательно знакомыми друг с другом, по заранее определенному и жесткому маршруту. Это путешественники, которые покупают путевки на популярные направления от туроператоров, которые обычно включают транспорт, проживание и, возможно, питание, билеты на туристические достопримечательности и шоу, трансферы из аэропорта в туристический пункт назначения и т. д. Такие туристы проводят большую часть своего времени в среде, изолированной от местного населения и аутентичной культуры. Индивидуальные массовые туристы перемещаются самостоятельно или с группой путешественников, уже знакомых друг с другом, с турпакетом, в котором есть заранее выбранные продукты. Эти пакеты могут быть организованы туроператорами или туристическими агентствами и обычно включают транспорт до туристического направления, размещение и, возможно, другие мероприятия, такие как билеты на туристические достопримечательности и шоу, в парки (например, тематические, катание на лыжах), также трансфер из аэропорта. Хотя Э. Коэн считал и этот, и предыдущий тип туризма институционализированными, индивидуальные массовые туристы отличаются от организованных массовых туристов, поскольку они могут изменить свой маршрут или даже продолжительность пребывания в одном из пунктов назначения. Путешественники-исследователи передвигаются сами по себе, стремясь исследовать новые туристические направления, избегая таким образом наиболее туристически развитых мест. Как правило, туристы-исследователи предпочитают контакт с местным населением, а не общение с другими туристами во время путешествия, хотя они и пользуются туристической инфраструктурой определенного типа. Туристы-скитальцы хотят почувствовать себя частью местного сообщества, пусть даже временно. Они стремятся проводить дни с местными жителями, полностью погружаясь в их культуру и привычки. Работа Э. Коэна для данного исследования важна тем, что в ней есть подход, который рассматривает туризм способствующим коммодификации определенных отношений, таких как отношения гостеприимства, в контексте мест, в которых он происходит. Именно в этом отношении Коэн положил начало дискуссии, которая будет развиваться в антропологии туризма относительно отношений гостеприимства и вопросов об их подлинности и спонтанности, а также о культурных последствиях их коммодификации [30]. Однако, выступая за превращение этих связей в товар, Коэн обратился к контекстам, не исследованным его предшественниками. В исследованиях Коэна нас в первую очередь будут интересовать критические подходы к изучению туризма и его классификация типов туристов. Согласно Коэну [31], критические подходы к социологии туризма открыли новые направления исследований, включая социальную справедливость, экологическую устойчивость (включая изменение климата), стихийные бедствия и терроризм (включая темный туризм). Результаты и обсуждение Результаты проведенного исследования подтверждают данные о росте турпотока за последние пять лет в Териберке. Почти все опрошенные (90, 6 %) ответили утвердительно на вопрос: «Как Вы думаете, увеличилось ли за последние пять лет количество туристов, посещающих Териберку и Лодейное?» Основной мотивацией посещения туристами территории Териберки, по мнению жителей, являются: морская рыбалка, красивая природа, страсть к путешествиям, посещение места съемки культового фильма Андрея Звягинцева «Левиафан» и самый легкий путь к океану. Определим, опираясь на классификацию Дж. Урри, преобладающий тип туриста в Териберке как романтический. Об этом свидетельствуют указанные в качестве основных причин посещения данной территории природные аттрактанты. Дополним вышеуказанный тип классификацией туристов, разработанной Э. Коэном. Самое большое количество упоминаний можно отнести к индивидуально-массовому типу. На втором месте упоминания о путешественниках-исследователях. Тип «организованные массовые туристы» опрошенные вспоминают в основном в допандемийное время (до весны 2020 г.), когда приезжали путешественники из других стран. В ходе исследования не встретилось ни одного упоминания о «туристах-скитальцах». Наоборот, многие местные жители сетовали на незаинтересованность приезжающих местной культурой, отстраненность от жизни местного населения, потребительское ©Давыдова А. С., 2021 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz