Север и рынок. 2021, №4
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 7-20. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 7-20. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ экономического и экологического развития региона; укрепление институтов сотрудничества арктических стран; участие коренных народов Арктики в процессах управления; усиление научной деятельности и мониторинга в области экологии [21]. Как следует из данного документа, Арктика еще не является приоритетом внешней политики США. Директива 2009 г. не отменяла основные положения арктической политики 1994 г. Однако в документе уже подчеркивается, что США являются «арктической нацией» и у нее есть «разнообразные и неоспоримые интересы в этом регионе» [22]. Большая часть документа посвящена политике национальной безопасности и обеспечению суверенных прав США в Арктике. В соответствии с данной директивой основные направления американской политики в отношении Арктики предполагают обеспечение национальной безопасности, сохранение законных претензий на суверенитет, защиту границ, суверенные права на обширные морские районы, включая ценные природные ресурсы в Арктическом регионе, а также экономическое и инфраструктурное развитие. Таким образом, именно в 2009 г. вектор американской геополитики развернулся в сторону «битвы за Арктику». Очевидно, что повышенный интерес к региону был вызван ростом доступности Арктики по причине климатических изменений и активизацией деятельности в сфере судоходства и разведки углеводородных месторождений. Национальная стратегия США для Арктического региона (National Strategy for the Arctic Region. May 10, 2013), разработанная администрацией Б. Обамы, имплементировала основные аспекты доктрины 2009 г. по ключевым направлениям национальной безопасности США, определила стратегические приоритеты, обозначила угрозы и вызовы в Арктике. В качестве основных приоритетов указаны укрепление национальной безопасности и обороны в регионе, создание арктической инфраструктуры (в первую очередь ледокольного флота), деятельность по охране окружающей среды и международное сотрудничество, в том числе через Арктический совет. Военные США, несмотря на наличие пакета документов, определяющих стратегические приоритеты развития в Арктике, не раз подчеркивали недостаточность внимания к проблемам в данном регионе [23]. Военные аналитики администрации Д. Трампа указывали, что США исторически недооценивают стратегическое значение Арктического региона, что может привести к несвоевременному реагированию на изменения в нем. Обострение отношений России с США и европейскими странами на фоне украинского кризиса, а также в энергетической сфере, усиление экономического и военного присутствия РФ в Арктике изменили градус дискуссии американского истеблишмента в отношении Арктического региона. Так, в докладе Госдепартамента США в сентябре 2016 г. было отмечено, что в условиях политики России в Арктике необходимо сохранить доминирующую роль США в решение проблем Арктического региона. Также в докладе указано на необходимость обращения внимания правительства США на активизацию деятельности Китая в Арктике, а именно в Исландии и Гренландии. В 2019 г. на заседании Арктического совета (Рованиеми, май 2019 г.) госсекретарь Майк Помпео заявляет об обеспокоенности поведением России и Китая в Арктическом регионе, так как, по мнению Вашингтона, Россия имеет непосредственный выход к Арктике и наращивает свое военное и экономическое присутствие. Китай же в основном заинтересован в грузоперевозках по СМП и доступе к арктическим ресурсам [24]. В данной ситуации администрация Д. Трампа в 2019 г. заявляет об отстаивании лидерских позиций в Арктике, в том числе за счет военной силы. К концу 2019 г. Военно-морские силы (ВМС) США восстанавливают Второй флот, основная задача которого — проведение операций в Северной Атлантике и Арктике. Были также разработаны стратегические перспективы развития Арктики службами ВМС США, Корпуса морской пехоты и Береговой охраны, направленные на совместную борьбу в интересах США в Арктике. Так, в начале 2019 г. ВМС США опубликовали «Стратегические перспективы развития Арктики» (Strategic Outlook for the Arctic. January, 2019), где описывается стратегический подход ВМС США к защите национальных интересов и содействию стабильности в Арктике. Стратегия национальной обороны признает «возобновление долгосрочной стратегической конкуренции между странами в Арктике» [25] и указывает на необходимость тесного сотрудничества военно-морского флота с американскими межведомственными службами, а также с иностранными морскими партнерами для обеспечения доступа и эксплуатации арктических ресурсов. В апреле 2019 г. опубликован новый Стратегический прогноз Береговой охраны США по Арктике (Arctic Strategic Outlook. April 2019). Если в Стратегическом прогнозе Береговой охраны США 2013 г. (United States Coast Guard, USCG) Арктика рассматривалась как зона сотрудничества и мира, то в 2019 г. вектор сместился в сторону геополитических проблем и проблем безопасности в регионе. В качестве основной причины указывается рост активности России и Китая в Арктическом ©Щеголькова А. А., 2021 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz