Север и рынок. 2021, №4
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 114-127. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 114-127. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ специальные стратегии и инструменты обеспечения устойчивости и стабильности в туризме. Отправной точкой открытого диалога о необходимости поиска новых путей в туризме принято считать семинар по альтернативному туризму в 1989 г. в Алжире, на котором впервые прозвучало предложение об устойчивом туризме, после чего ученые стали исследовать его более пристально. Устойчивый туризм следует рассматривать не как сегмент рынка, а скорее как новый образ мышления и практику туризма. Дж. Сварбрук [23] попытался определить и ввести в оборот термин «устойчивый туризм», объединив определения устойчивости в туризме, в том числе заслуживающую внимания идею о том, что устойчивый туризм «экономически жизнеспособен, но не уничтожает ресурсы, от которых будет зависеть будущее туризма, в частности физическую среду и социальную ткань принимающего сообщества» [23, c. 13]. Далее идея устойчивого туризма получила свое развитие в ряде работ. Сакс [24] предложил направлять устойчивое развитие на основе восьми измерений или принципов: экологического, природного, социального, культурного, территориального, экономического, национальной политики и международной политики. П. Мерфи и П. Прайс [25] объяснили, как эти принципы устойчивости должны лежать в основе туристической деятельности, и подчеркнули, что как туристическая деятельность, так и объекты должны иметь следующие измерения: управление ресурсами в соответствии со справедливыми правилами, позволяющее получать прибыль инвесторам и местным сообществам; равенство между поколениями и уважение к образу жизни и обычаям; эстетическую привлекательность, подчеркивающую важность разнообразия природного, городского и сельского ландшафта; минимальное вторжение, особенно в чувствительных средах; оценку границ природы с точки зрения поддержки человеческого вмешательства и сохранения мест с основными системами жизнеобеспечения на основе экологических услуг, которые эти места предоставляют обществу. Что касается экологического измерения, по мнению П. Мерфи и П. Прайс, существует потребность в объектах с низким уровнем вмешательства в окружающую среду. Пределы «потребления» природы (или окружающей среды) должны быть оценены. Туристический бизнес должен быть сформирован таким образом, чтобы отражать естественные ограничения окружающей среды, а не наоборот. По мнению А. Грефе [26], важным этапом является обучение людей, вовлеченных в туристическую деятельность, как тех, кто занимается туристической торговлей, так и других участников, понимающих границы и законы функционирования территорий с повышенным туристическим интересом. По его мнению, это позволит быстро выявить любые изменения в ландшафте, в котором развивается туристическая деятельность, и будут оперативно предложены меры по управлению ими. Что касается социальных, культурных и территориальных аспектов, необходимо уменьшить конфликты между посетителями и принимающими сообществами с точки зрения социальных пространств и инвестировать в действия для более ответственного туризма. Подведя небольшой итог, отметим, что ряд исследователей сходятся в том, что трудно работать со всеми восьмью измерениями, предложенными И. Саксом [24], одновременно. Для начала работы очень важно выбрать одно из этих измерений, не упуская из виду тот факт, что в будущем, когда проект станет зрелым, выбранный параметр должен соотноситься с другими измерениями, которые еще не были учтены. Критически важна многопрофильная команда, в которой профессионалы в области туризма работают вместе с другими специалистами в области естественных, социальных и экономических наук. Таким образом, устойчивый туризм, согласно определению Всемирной туристической организации (ВТО), понимается как «туризм, берущий на себя всю полноту ответственности за нынешнее и будущее экономическое, социальное и экологическое развитие с учетом интересов туристов, предпринимательства, местных общин и охраны окружающей среды» [27]. Для анализа типов туристов, посещающих Териберку, были использованы разработки Джона Урри [28] и Эрика Коэна [29]. В книге «Туристический взгляд» Джон Урри [28] отстаивал идею о том, что туриста интересует экзотика, определенная специально и переосмысленная в соответствии с требованиями общества потребления, основной характеристикой которого является придание ценности развлечениям, удовольствиям. Дж. Урри отмечает, что существует два типа взглядов туристов: один — «романтический», а другой — «коллективный». Отличие романтического типа туристов в том, что в качестве мотивации к поездке можно отнести любование природой, пейзажем, сельской местностью, пасторалью, уединением, нетронутостью, во многом этот тип туриста индивидуален [29]. Коллективный тип, в свою очередь, требует для своего развития большого количества людей и ориентацию на них. Для Дж. Урри присутствие других людей необходимо для того, чтобы эти места были успешными. В отличие от романтического взгляда туриста, коллективный взгляд требует мест с большим потоком людей, ©Давыдова А. С., 2021 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz