Север и рынок. 2021, №4
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 114-127. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 114-127. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ отводится местному населению, которое является реальным носителем традиционной культуры, сохраняет и интерпретирует ее. Целью данной работы стало изучение мнений и оценок жителей Териберки о создании природного парка в контексте развития туризма. В ходе исследования были поставлены и реализованы следующие задачи: 1) изучение отношения местного населения к туристам; 2) выявление типов туристов, посещающих Териберку; 3) изучение влияния туристического потока на жизнь местного населения; 4) изучение представлений местных жителей о проблемах, вызванных возрастающим туристическим потоком. В практике создания региональных ООПТ Мурманской области подобная работа была проведена впервые. Материалы и методы Статья основана на обобщении данных социологического и этнографического исследований, проведенных автором в сентябре 2020 г. в сельском поселении Териберка. Среди них: полуформализованные интервью (N = 15); анкетный опрос жителей (N = 36); онлайн-опрос жителей (N = 32). Онлайн-опросник был составлен при помощи Google-форм и размещен в социальной сети «Вконтакте» в группах: «Сельское поселение Териберка» (https://vk.com/public180187981) ; «Моя Териберка / Интернет-газета» (https://vk.com/my_teriberka) ; «Подслушано в Териберке» (https://vk.com/podslushanovteriberke) . Наиболее активными возрастными группами, принявшими участие в исследовании, стали респонденты в возрасте от 46 до 60 лет (40,6 % от всей совокупности опрошенных) и категория 36—45 лет (31,3 %). Подавляющее большинство ответов было получено от респондентов — работников бюджетной сферы (40 %) и пенсионеров (37 %); 5 % — студенческой молодежи; 5 % —неработающих; 5 % —отнесли себя к категории фрилансеров; 3 % — рабочих. Среди них: 60 % — женщины; 40 % — мужчины. Теоретические основы исследования Термин «туризм» развивался на протяжении ХХ в. Он применяется для характеристики социокультурного феномена, который включает с себя разные составляющие: транспорт, мотивацию, размещение, гостеприимство, воздействия, а также экономический, культурный, социальный и экологический аспекты. Перечисленные элементы затронуты и поддерживаются перемещением людей по всему миру. Туризм означает гораздо больше, чем можно выразить простым словом, и его можно рассматривать и как отражение социальных практик, и как вовлечение социальных представлений. Исследования туризма как социального явления в социологии, антропологии, экономике и истории проводятся относительно недавно. Первые исследования в этой области относятся к началу XIX в., они были разработаны главным образом в Европе и продолжались вплоть до начала Второй мировой войны [13]. По мере того как в 1950-х гг. опустошенные войной районы начали восстанавливаться, исследования туризма возродились, хотя и не сразу (см. на эту тему, например, [14-18]). В дальнейшем исследований в области туризма становилось все больше за счет использования методологий из других областей и наук, и они приобрели большое значение, поскольку практика туризма стала претерпевать как диверсификацию, так и значительный рост. Уже после Второй мировой войны многие исследователи указывали на то, что массовый туризм регулируется в первую очередь логикой удовлетворения потребностей пользователей (туристов) и максимальной прибыльностью для бизнес-инвесторов. Первыми подняли вопросы о целесообразности следования такой модели А. Мэтисон и Г. Уолл в своей книге «Туризм: экономические, физические и социальные последствия» в 1982 г. [19]. Они подробно рассмотрели глобальные воздействия туризма в то время с учетом его отрицательных и положительных аспектов. Аналогичным образом ряд антропологических исследований воздействия туризма на принимающие сообщества выявил растущую озабоченность негативными социокультурными последствиями туризма для них. Некоторые из этих исследований были собраны в основополагающей книге В. Смита [20] «Хозяева и гости: антропология туризма», которая в настоящее время считается краеугольным камнем «антропологии туризма». Взгляды ранних социологов на туризм также были пронизаны «моделью воздействия» туризма [21]. В своих исследованиях Ф. Бернальдес [22] отметил ряд критических проблем, связанных с туризмом, включая: истощение почвы и негативное изменение ландшафта, вызванное строительством зданий и инфраструктуры; увеличение образования мусора, твердых бытовых отходов и сточных вод; утрата традиционных ценностей в результате гомогенизации культур; завышение стоимости недвижимости с последующей потерей права собственности на землю, жилье и средства производства частью местного населения; создание миграционных потоков в районы концентрации туристов. Следование концепции развития устойчивого туризма представляет собой большую сложность, так как она состоит из различных компонентов. На протяжении многих лет учеными разрабатываются ©Давыдова А. С., 2021 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz