Север и рынок. 2021, №4
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С. 7-20. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2021, no. 4, pp. 7-20. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ климата и открытия Арктики для активной деятельности человека. Рост геополитического противостояния в Арктике объясняется наличием стратегических ресурсов, в первую очередь углеводородов, и морских коммуникаций, обеспечивающих усиление конкурентных позиций в условиях глобализации. Так, запасы углеводородов в Арктике, по официальной оценке ООН, составляют: нефти — 100 млрд т, природного газа — 50 трлн м3. Согласно оценкам российских экспертов, полученным по результатам геологических работ, запасы углеводородного сырья Арктики составляют порядка 100 млрд условных тонн газа и нефти [10, 11]. Формирование облика Новой Арктики выявило необходимость институционального и правового регулирования процессов освоения деятельности в Арктическом регионе. Все страны, входящие в Арктический совет (Arctic Council), созданный в 1996 г., а именно: Россия, Норвегия, Канада, США, Королевство Дания, а также страны с приполярными территориями, но географически не имеющие выход к Северному Ледовитому океану — Исландия, Швеция и Финляндия, разработали свои арктические стратегии, основные положения которых представлены в табл. Основные положения арктических стратегий западноевропейских и североамериканских стран Арктического совета Стратегии стран Арктического совета Основные положения 1 2 Норвегия Norway's Arctic Strategy — between geopolitics and social development, 2017 Стратегия основана на пяти приоритетных направлениях [12]: международное сотрудничество; развитие бизнеса; развитие знаний; развитие инфраструктуры; охрана окружающей среды и готовность к чрезвычайным ситуациям Дания Denmark, Greenland and the Faroe Islands: Kingdom of Denmark Strategy for the Arctic 2011-2020 Устойчивое развитие Арктики с уважением к природе и окружающей среде. Реализация стратегии должна осуществляться «в тесном сотрудничестве с международными партнерами, соседями по арктическому региону и со всеми, кто может внести свой вклад в развитие Арктики» [13] Финляндия Finland's Strategy for the Arctic Region, 2013 Цель стратегии — поощрение действий, которые приносят рост и повышают конкурентоспособность в регионе при должном уважении к арктической среде. Четыре столпа стратегии [14]: арктическая страна; арктический опыт; устойчивое развитие и внимание к проблемам экологии; международное сотрудничество Швеция Sweden's strategy for the Arctic region, 2020 Стратегия подчеркивает важность международного сотрудничества в Арктике с целью решения проблем, стоящих перед регионом, уважение к международному праву. В центре внимания арктической политики Швеции —люди, мир и климат. Стратегия основана на шести приоритетных направлениях [15]: международное сотрудничество в Арктике; безопасность и стабильность; климат и окружающая среда; полярные исследования и экологический мониторинг; устойчивое экономическое развитие, а также интересы шведского бизнеса; обеспечение хороших условий жизни Исландия A Parliamentary Resolution on Iceland's Arctic Policy, 2011 Стратегия Исландии представляет собой всеобъемлющую политику по арктическим вопросам, направленную на обеспечение интересов Исландии, основана на двенадцати приоритетных направлениях, которые охватывают в том числе позицию Исландии в регионе: важность Арктического совета и Конвенции ООН по морскому праву; изменение климата; экологические проблемы; судоходство и социальное развитие; устойчивое использование природных ресурсов; безопасность; коммерческие интересы; сотрудничество между соседними государствами с Фарерских островами и Гренландией, а также права коренных народов [16] ©Щеголькова А. А., 2021 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz