Север и рынок. 2024, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 72-85. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 72-85. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА И АРКТИКИ отечественных судостроительных компаний, в частности ССК «Звезда», в удовлетворении этого спроса. При этом, в случае выполнения взятых на себя обязательств со стороны южнокорейской компании "Hanwha Groupe" в обход санкций, у российских компаний появится возможность ускорить процесс строительства судов, продолжив взаимовыгодное сотрудничество. Также вполне вероятным и здравым представляется вариант заключения контрактов на строительство танкеров-газовозов с китайскими партнёрами: "China Merchants Heavy Industry", "Yangzijiang Shipbuilding" и "Hudong-Zhonghua Shipbuilding". Первые две верфи получили лицензии на строительство танкеров-газовозов в 2022 году, а "Hudong-Zhonghua Shipbuilding" за последние 15 ле т передала в эксплуатацию уже несколько десятков газовозов. В таблице на основании данных о планируемых объёмах производства сжиженного природного газа в реализуемых и вероятных проектах определены потребности российских компаний в новых танкерах- газовозах. Потребности в танкерах-газовозах для реализации российских арктических СПГ-проектов № п/п Название компании, проекта Планируемый объём производства СПГ, млрд м3 Потребность в газовозах, ед. Строящиеся проекты по производству СПГ 1 ПАО «Новатэк», «Арктик СПГ 2» 27,33 21 Вероятные проекты по производству СПГ 2 ПАО «Новатэк», «Мурманский СПГ» 28,15 21 3 ОАО «ЯТЭК», «Якутский СПГ» 24,43 5 Возможные проекты по производству СПГ 4 ПАО «Новатэк», «Арктик СПГ 1» 27,33 21 5 ПАО «Газпром», «Печора СПГ» 5,94 6 6 ПАО «Роснефть», «Кара СПГ» 41,4 30 Примечание. В рамках реализации проекта «Якутский СПГ» планируется строительство магистрального газопровода из Якутии до пос. Аян Хабаровского края, где будут располагаться мощности по сжижению природного газа. На основании данных, представленных в таблице, можно сделать вывод о том, что полностью удовлетворить потребности российских энергетических компаний в танкерах-газовозах д ля реализации запланированных в среднесрочной перспективе арктических СПГ-проектов отечественная судостроительная отрасль в лице ССК «Звезда» не сможет. Только для удовлетворения потребностей проектов «Аркти к СПГ 2» и «Мурманский СПГ» необходимо строительство более 30 танкеров- газовозов, и это при условии, что удастся получить 6 танкеров, построенных на южнокорейских верфях. Поэтому д ля решения задачи обеспечения российских арктических проектов танкерами- газовозами соответствующего класса необходимо: искать возможности для продолжения сотрудничества с южнокорейскими верфями; заключать контракты с китайскими компаниями, такими как China Merchants Heavy Industry, Yangzijiang Shipbuilding и Hudong- Zhonghua Shipbuilding; искать пути д ля обеспечения самостоятельного полного цикла производства танкеров-газовозов, в том числе и класса Arc7, включая расширение производственных мощностей ССК «Звезда » д ля удовлетворения возросших потребностей. Дискуссия и заключение Одним из возможных вариантов перенаправления высвободившихся объёмов природного газа после подрыва газопроводов «Северный поток» и «Северный поток — 2» является реализация проекта «Сила Сибири 2». Запланированная мощность проекта оценивается в 50 млрд м3, протяжённость трубопровода может составить более 6000 км, из которых 2700 км пройдут по территории России, однако итоговое соглашение между РФ и Китаем ещё не подписано. Среди очевидных плюсов реализации данного проекта — газификация Красноярска, Читы, Улан -Удэ и ряда други х городов и районов страны, что б уде т свидетельствовать о развитии внутреннего рынка и обеспечении стабильного спроса на долгие годы. К положительным моментам также можно отнести экспортную выручку, которая будет получена в случае успешной реализации проекта. Камнем преткновения является цена: Китай хочет получать газ по внутренним российским ценам, ПАО «Газпром » же рассчитывает возместить недополученную выручку после сокращения объёма поставок газа в страны Европы. В такой ситуации вопрос о перспективности и сроках реализации проекта «Сила Сибири 2» остаётся открытым. © Ульченко М. В., 2024 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz