Север и рынок. 2024, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 72-85. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 72-85. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА И АРКТИКИ этих танкеров-газовозов18. А уже в сентябре 2024 г. распространились данные о том, что первый СПГ в рамках проекта «Аркти к СПГ 2» был перевезён по трассе СМП танкером-газовозом Everest Energy. Предположительно, газ должен быть доставлен к хранилищу СПГ на Дальнем Востоке, откуда он перевозится до конечных потребителей в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Следует отметить, что в последние годы в Российской Федерации вопросам производства сжиженного природного газа уделяется повышенное внимание [28-31], это объясняется перспективностью развития данного направления, поскольку, по оценкам специалистов, будущее мировой торговли газом именно за СПГ. Подтверждением серьезности намерений служит принятие в 2021 г. Правительством РФ программы развития отрасли сжиженного природного газа, которая называется «Долгосрочная программа развития СПГ в РФ». В тексте программы подробно описаны основные проекты, вероятность реализации которых очень высока. Кроме того, в документе довольно детально представлены ключевые меры государственной поддержки, на которые могут рассчитывать нефтегазовые компании в случае реализации СПГ-проектов [14, 32]. Стоит отметить, что к числу успешно реализуемых в России СПГ-проектов относятся не только крупно-, но и среднетоннажные. Так, проект «Портовая СПГ», запущенный осенью 2022 г. компанией ПАО «Газпром» в Ленинградской области, продолжает успешно функционировать. В рамках проекта построены две производственные линии по 1,05 млрд м3 (0,75 млн т) каждая. Производимый в рамках проекта газ поставляется как в страны Европы — Греция, Турция, так и в Китай. Причём при доставке СПГ в Китай танкеры «П сков » и «Маршал Василевский» (вместимость 74,3 и 75,6 тыс. т соответственно) вынужденно идут вдоль западного побережья Африки, минуя Суэцкий канал и Красное море. Несмотря на то, что этот путь практически в полтора раза длиннее более привычного, цены на сжиженный природный газ в странах АТР позволяют покрывать высокие транспортные издержки. Также к числу успешно реализуемых среднетоннажных проектов в настоящее время необходимо отнести проект компании ПАО «Новатэк» «Криогаз-Высоцк». Завод был запущен в 2019 г. и включает в себя две производственные линии по 0,45 млрд м3 каждая (0,33 млн т), расположенные на берегу Балтийского моря в порту Высоцк. 18 Satellite Images Show LNG Ship at Sanctioned Russian Plant / / Bloomberg. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2024- 08-04/satellite-images-show-first-lng-ship-at-sanctioned-russian-plant Stressed 22.08.2024). Работы, проводимые по увеличению мощности производственных линий позволили по итогам 2023 г. произвести и отгрузить 0,99 млрд м3 СПГ (0,72 млн т), а в планах на 2024 г. — увеличение объёмов производства ещё на 25 % — до 1,24 млрд м3 (0,9 млн т). Основным рынком сбыта являются страны Европейского союза — Финляндия и Швеция. Согласно Программе развития производства СПГ в РФ19, к 2035 г. в нашей стране планируется производить до 193 млрд м3 (140 млн т) сжиженного природного газа в год. Проведённый анализ показал, что в среднесрочной перспективе ПАО «Новатэк», ПАО «Га зпром » и ПАО «Роснеф ть» планируют реализовать сразу несколько крупных СПГ-проектов: арктические, помимо «Аркти к СПГ 2», — «Мурманский СПГ» (28,15 млрд м3, или 20,4 млн т) и «Якутский СПГ» (24,43 млрд м3, или 17,7 млн т), неарктический — Дальневосточный СПГ» (8,56 млрд м3, или 6,2 млн т). К вероятным проектам, реализация которых должна начаться после 2030 г., необходимо отнести «Аркти к СПГ 1» (ПАО «Н оватэк»), «Кара СПГ» (ПАО «Роснеф ть») и «Печора СПГ» (ПАО «Газпром »). Учитывая планы российских компаний по реализации новых арктических СПГ-проектов, содействие в осуществлении которых гарантировано государством (подтверждается принятием Долгосрочной программы развития производства сжиженного природного газа), целесообразно определить потребности в строительстве новых танкеров-газовозов. При определении потенциально необходимого числа газовозов учитывались следующие объективные факторы: планируемый объём производства сжиженного природного газа; место добычи и размещение производственных мощностей; предполагаемые рынки сбыта; вместимость танкеров-газовозов — 172,6 тыс. т. При изменении одного или нескольких параметров, число потенциально необходимых д ля реализации проектов танкеров-газовозов также может измениться. Однако в рамках исследования основной задачей является не установление точного числа судов, необходимых для реализации обозначенных проектов — это задача самих компаний, которые, в конечном счете, могут и отказаться от самого проекта или перенести его по времени исполнения, когда вводные условия претерпят изменения. Главной задачей является определение потенциальных потребностей в газовозах в среднесрочной перспективе и возможностей 19 См.: Долгосрочная программа развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации // Правительство Российской Федерации: [офиц. сайт]. URL: http://static.government.ru/media/files/ !6DePkb3cDKTgzxbb6sdFc2npEPAd7SE.pdf(датаобращения: 14.08.2024). © Ульченко М. В., 2024 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz