Север и рынок. 2024, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 72-85. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 72-85. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА И АРКТИКИ пересмотрены. Представители российской стороны осуществляют попытки наладить более тесный контакт с китайскими судостроительными компаниями, но те хоть и имеют опыт строительства танкеров- газовозов, но не такой большой, как южнокорейские компании. При этом нужно отметить, что газовозов ледового класса Arc 7 в мире всего 15, и все они были построены в рамках реализации проекта «Ямал СПГ» на южнокорейских верфях. Стоит отметить, что суда, строительство которых осуществляется на российской верфи ССК «Звезда», были готовы на 50 % к моменту ввода восьмого и девятого пакета санкций со стороны стран Евросоюза (середина 2022 г.). Основные сложности у компании возникли с доработкой газовых мембран танкеров-газовозов, которые позволяют поддерживать температуру на отметке в -163 °С. Изначально их изготовлением должна была заниматься французская компания GTT, которая является одним из мировых лидеров в области производства таких мембран. При этом нужно понимать, что иностранный бизнес не заинтересован в потере таких крупных контрактов и выход, по всей видимости, нашёлся: GTT сертифицировала ССК «Звезда», в результате российская компания получила право самостоятельно изготавливать криогенные ёмкости по технологии Mark III. Ещё одним серьёзным ограничением стал отказ европейских производителей поставлять российским компаниям судовые двигатели фирм MAN и Wartsila. Альтернативой, скорее всего, станут китайские лицензионные двигатели, правда, остаётся открытым вопрос: смогут ли китайцы наладить их серийное производство? Транспортировка второй технологической линии в рамках проекта «Аркти к СПГ 2» к месту постоянного расположения началась в конце июля 2024 г., а уже 16 августа она была доставлена к терминалу «Утренний ». В настоящее время ведутся работы, связанные с установкой второй линии завода на морское основание. Точной даты ввода её в эксплуатацию пока нет, но по опыту проведения всех пусконаладочных работ первой линии можно говорить о том, что этот процесс займет от трёх до четырёх месяцев. Строительство третьей линии завода в рамках проекта компании ПАО «Новатэк» «Аркти к СПГ 2» началось ещё осенью 2023 г., однако в середине 2024 г. было принято решение о переносе срока завершения с 2026-го на 2028 г. из-за нехватки танкеров-газовозов ледового класса Arc 7 и сложностей, связанных с доступом к необходимому оборудованию . 17 Россия наращивает теневой флот СПГ танкеров? / / Neftegas.RU. URL: https://neftegaz.ru/news/Suda-i-sudostroenie/845171-rossiya- narashchivaet-tenevoy-flot-spg-tankerov/ (дата обращения: 23.08.2024). © Ульченко М. В., 2024 Следует отметить, что в настоящее время у российских компаний нет реального опыта использования отечественных технологий по сжижению природного газа в рамках реализации крупнотоннажных проектов (свыше 2,76 млрд м3, или 2 млн т) [22-25]. Есть опыт применения отечественных технологий сжижения при реализации проектов ПАО «Новатэк» «Ямал СПГ» и «Криогаз-Высоцк», но здесь речь идёт о среднетоннажном производстве СПГ [26, 27]. Причём сама технология для сжижения природного газа, которая может быть применена при реализации крупнотоннажных проектов, существует, она запатентована компанией ПАО «Новатэк» и называется «Арктический микс». Однако в реально действующих проектах она ещё не применялась, в планах её использование при реализации следующего проекта компании — «Мурманский СПГ». Несмотря на все прилагаемые усилия со стороны США, уже летом 2024 г. появилась информация о том, что зарегистрированные в ОАЭ компании активно занимаются скупкой СПГ-танкеров, речь идёт примерно о 50 судах, среди которых есть и танкеры ледового класса17. Показательно, что эти компании имеют непрозрачные структуры собственности, подобные тем, что управляют теневым флотом, используемым для перевозки российской нефти. По данным американо-английской судоходной компании Simpson Spence and Young, возросший спрос на танкеры-газовозы, возраст которых уже превышает пятнадцать лет, ожидаемо привёл и к значительному росту их стоимости. Так, если один из танкеров был приобретен в 2022 г. за 50 млн д о лл., то уже в 2024 г. стоимость аналогичного судна составила 80 млн д о лл. При этом нужно отметить, что речь идёт о судах с паровыми турбинами, которые морально и физически устарели, однако, по понятным причинам, в последние полтора года в этом сегменте рынка судов наблюдается чрезмерная активность. В конце июня 2024 г. компания Equasis, по факту являющаяся агентством по отслеживанию судов, представила информацию о том, что одна из малоизвестных дубайских компаний приобрела в начале 2024 г. 8 танкеров-газовозов, 4 из которых имеют ледовый класс. Примечательно, что все суда очень оперативно получили разрешение на проход по Северному морскому пути. В августе появились снимки со спутников, подтверждающие информацию о том, что на причал терминала «У тренний » встало судно, по размерам точно совпадающее с габаритами 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz