Север и рынок. 2024, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 72-85. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 72-85. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА И АРКТИКИ Первая технологическая линия завода, построенная в Мурманске, была доставлена к месту назначения — терминалу «У тренний » ещё в середине августа 2023 г. Далее проводились работы, связанные с установкой линии завода на морское основание и подключением к береговой инфраструктуре. Производство сжиженного природного газа, как и планировалось, началось в декабре 2023 г., однако сроки поставок СПГ потребителям были сдвинуты. Основной причиной сдвига сроков реализации проекта «Аркти к СПГ 2» стал срыв поставок танкеров- газовозов ледового класса Arc 7. В рамках проекта планировалось строительство 21 танкера, шесть из них должна была построить и сдать к середине 2023 г. южнокорейская компания Hanwha Groupe (ранее называлась Daewoo Shipping and Marine Engineering), контракт на строительство ещё 15 судов заключен с ССК «Звезда». Однако после введения антироссийских санкций (в связи с началом специальной военной операции) у ПАО «Совкомфлот», заказчика трёх танкеров-газовозов («Жорес Алферов», «Лев Лан да у» и «Пе тр Капица»), в рамках реализации проекта «Арктик СПГ 2» возникли проблемы с переводом денежных средств в счёт оплаты работы южнокорейской компании. В результате контракт был разорван, но позже глава ПАО «Новатэк» Леонид Михельсон объяснил, что договор был переведён на другого владельца. Строительство танкеров-газовозов было продолжено, о чём свидетельствуют опубликованные компанией Airbus снимки, проанализированные представителями издания High North News при Северном университете Норвегии14. Однако уже в ноябре 2023 г. США объявили о введении прямых санкций против проекта «Аркти к СПГ 2». Государственным департаментом было заявлено о том, что странам Азии и Европы запрещается покупать сжиженный природный газ, произведённый в рамках проекта «Аркти к СПГ 2». В результате ключевые партнёры ПАО «Новатэк» китайские компании CNOOC и CNPC, а также французская TotalEnergies и консорциум японских JOGMEC и Mitsui, владеющие по 10 % в проекте, были вынуждены выйти из него. Стоит отметить, что каждая из перечисленных компаний обладала правом покупки до 2 млн т сжиженного природного газа в год. Выход зарубежных инвесторов из проекта обозначил несколько проблем: во-первых, это риск недоинвестирования проекта на сумму порядка 9,5 млрд д о лл. США, во-вторых, разрыв долгосрочных контрактов на покупку СПГ. По мнению экспертов15, ПАО «Н ова тэк» сможет продолжи ть финансирование проекта самостоятельно, а газ будет продаваться на спотовом рынке, тем не менее это серьёзно затормозит ввод в эксплуатацию второй и третьей линий завода. Главной же проблемой остается нерешённый вопрос с танкерным флотом. В первом квартале 2024 г. южнокорейская Hanwha Groupe провела успешные испытания трёх танкеров-газовозов и даже попыталась передать первый танкер «Петр Капица» компании New Transshipment, однако перерегистрация была отменена из-за блокирующих санкций США. Аналогичная ситуация сложилась и с двумя другими танкерами — «Ж орес Алферов » и «Лев Л а н да у»: их перевод на кипрских судовладельцев Elixon Shipping, Azoria Shipping и Glorina Shipping не состоялся, так как они были признаны дочерними компаниями ПАО «Совкомф ло т». Примечательно, что сами танкеры под санкции так и не попали, однако возможность их передачи компаниям, имеющим отношение к реализации проекта «Аркти к СПГ 2», пока остаётся под вопросом. Врамках проекта «Арктик СПГ 2» также продолжается строительство ещё трёх танкеров-газовозов («Илья Мечников», «Николай Басов» и «Николай Семенов»), но уже по заказу японского консорциума Mitsui. Степень готовности двух последних газовозов не ясна, а вот испытания газовоза «И лья Мечников» успешно прошли ещё в феврале 2024 г. Судьба второй группы танкеров после завершения строительства непонятна, поскольку под санкции они также не попали, но и передать их южнокорейская Hanwha Groupe не может16. В настоящее время представители японского консорциума пытаются выяснить, попадут ли они под санкции, если передадут газовозы третьей стороне, которая б уде т вывозить СПГ в рамках реализуемого проекта «Ар к ти к СПГ 2». Ещё 15 танкеров должна построить российская ССК «Звезда», контракт с ней заключён в 2020 г., однако строительство газовозов осуществлялось при плотном взаимодействии с южнокорейскими специалистами, которые были вынуждены отказаться от дальнейшего участия в проекте из-за американских санкций. Первые три танкера («Алексей Косыгин», «Петр Столыпин» и «Сергей Витте») должны были быть переданы ПАО «Совкомфлот» ещё в конце 2023 г., однако сейчас речь идет о конце 2024 г., правда, не исключено, что и эти сроки могут быть 14 Строительство танкеров-газовозов для проекта Арктик СПГ-2 продолжается / / Neftegas.ru. URL: https://neftegaz.ru/news/Suda-i- sudostroenie/783066-stroitelstvo-tankerov-gazovozov-dlya-proekta- arktik-spg-2-prodolzhaetsya/ (дата обращения: 25.08.2024). 15 «Арктик СПГ 2» теперь сам по себе / / Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6425739 (дата обращения: 22.08.2024). 16Танкер-газовоз «Жорес Алферов» вышел на судовые испытания. Что с танкерами для Арктик СПГ-2? / / Бурение и нефть. URL: https://burneft.ru/main/news/57413 (дата обращения: 21.08.2024). © Ульченко М. В., 2024 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz