Север и рынок. 2024, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 53-71. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 53-71. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРА И АРКТИКИ В настоящее время использование для транспортных н ужд исключительно оленей, собак является экономически не целесообразным, так как не позволяет удовлетворять возросшие требования к объёму перевозимых грузов. По замечанию А. П. Тюрденева и В. П. Андреева, на ездовых собаках расходуется до 25-30 % пищевой рыбы, добываемой в хозяйствах, которые пользуются собачьим транспортом. Это повышает востребованность лёгкого вездеходного транспорта для обслуживания оленеводов, рыбаков, охотников [7]. Уровень технической оснащённости хозяйств стоял достаточно остро ещё в 1960-е гг. В начале 1960-х истребление волков уже осуществлялось при помощи авиации. В целях оперативности наведения экипажей самолётов на след стай либо отдельных волков рассматривался вопрос снабжения наземными радиостанциями пастушеских бригад д ля оповещения [9, 10]. С организацией сменного выпаса в округе возникли вопросы доставки сменных бригад, для которых приобрели аэросани «Амфибия». Уже с 1960-х гг. широкое применение нашли лёгкие мотосани (весом около 60 кг) у охотников Канады, оленеводов Норвегии, Финляндии и Швеции. В СССР были созданы мотосани, адаптированные к суровым природно-климатическим условиям и арктическому ландшаф ту (экстремально низкие температуры, многомёрзлые грунты, заболоченные территории) и позволявшие выполнять производственные задачи совхозов и колхозов. С началом выпуска мотонарт в Советском Союзе Ненецким управлением заготовок в 1970 г. для охотников было заказано 90 единиц техники. Для оленеводов потребность в мотонартах в 1974 г. из расчёта на 91 пастушескую бригаду в округе составила 300 шт. В 1970-1980-е гг. оленеводческие хозяйства стали широко использовать тракторы С-100, ДТ-54 гусеничные транспортёры ГАЗ-71, тягачи АТТ-2, МТ-ЛБ, тракторы - болотники ДТ-64, речные баржи для завоза продуктов и материалов с баз снабжения. В качестве индивидуального транспортного средства получил распространение снегоход «Б уран ». Для обеспечения связью оленеводческих бригад успешно использовали радиостанции «Гро за », «Н е д ра » и «Карат» [11]. На 1января 1974 г. в оленеводстве имелось 23 вездехода, 72 радиостанции и 74 электростанции, при этом потребность в средствах составила 200, 150 и 200 единиц техники соответственно. Необходимость в снабжении механизации бригад возникла также по причине нехватки кадров из-за нежелания молодёжи работать в тундре. В 1976 г. испытаниями снегохода «Б уран » была доказана возможность отстрела волков и замены вертолёта Ми-4, что снижало затраты в 20-30 раз [12]. Проблема технических средств советского периода заключалась в сложности их эксплуатации (а иногда и малопригодности) в суровых климатических условиях арктического региона из-за больших габаритов и неадаптированности к ландшафтам. С учётом этих особенностей приоритет отдаётся лёгким малогабаритным транспортным средствам. Одновременно с этим в хозяйствах нашли применение и транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов весом до 1-2 т (например, ГАЗ-34039 был широко распространён в хозяйствах). В хозяйствах с короткими маршрутами кочевий практикуется ТРЭКОЛ, квадроцикл, вездеход-переломка и др. С 1970-х гг. широкое распространение для аэровизуального обследования пастбищ (с целью истребления хищников, мониторинга стада, грузо- и пассажироперевозок) приобрела авиация. В настоящее время она используется для доставки до мест стоянок на маршрутах кочевий пастушеских бригад и членов их семей, продукции оленеводства, позволяет снижать непроизводительные расходы на поиски оленей, отбившихся о т стада. Важную роль играют и технические средства связи, позволяющие хозяйствам обмениваться сообщениями внутри бригад, находящихся на расстоянии до 50 км, и при кочевьях на дальние расстояния от 200 км и избегать информационной изоляции в период осуществления хозяйственной деятельности, в том числе в труднодоступной и удалённой местности. До 1990-х гг. у оленеводов Крайнего Севера в тундре применялась коротковолновая связь, утраченная в период перестройки. До появления спутниковой связи и мобильных телефонов на стойбищах использовались радиопередатчики, был установлен график выхода на связь и присваивались позывные. В 1960-е гг. разработана первая радиостанция РСО-5м «О л е н ь » (ламповая) — средство радиосвязи для оленеводческих бригад. Применялась радиостанция «Ангара» с ручным генератором [13], немного позднее появились «Гр о за », «Н е д ра » и «Карат» [11]. Для решения рабочих вопросов радиосвязь была удобным и экономичным техническим решением. Однако его недостатками были: отсутствие приватности (содержание разговоров было доступно всем пользователям); большие габариты и вес технических средств; частые поломки и недостаточная адаптированность как к экстремально низким температурам, так и к значительным колебаниям температурных режимов и уровня влажности. Поэтому радиостанции были вытеснены спутниковой (и частично мобильной) связью, которая способна выполнять широкий спектр задач в этих сложных условиях. На территории Ненецкого автономного округа предпочтение отдавалось спутниковой связи «И р и д и ум » (Iridium) — одной из немногих сетей с действительно глобальной с технической точки зрения зоной обслуживания по сравнению © Богданова Е. Н., Романенко Т. М., 2024 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz