Север и рынок. 2024, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 42-52. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 42-52. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ зоны России составляют совсем небольшую долю (9 % от общего объёма финансовых вложений). Данная негативная тенденция существенно снижает потенциал привлечения необходимых ресурсов для реализации стратегических приоритетов развития. Доля убыточных предприятий Арктической зоны также устойчиво превышает среднероссийский показатель (в 2023 г. — 32 против 24,7 %). Инвестиции в основной капитал на 55 % осуществляются за счёт собственных средств, 2,2 % составляют кредиты банков (в 2019 г. этот показатель составлял 14,7 %), а бюджетные ассигнования — лишь 5,7 %. Очевидно, что в условиях ограниченности собственных источников финансирования долгосрочных вложений в основные средства большинство стратегических приоритетов могут оказаться лишь декларациями без изменения структуры источников и объёмов финансирования. Выводы и обсуждения Огромное влияние на снижение конкурентоспособности продукции, производимой в Арктической зоне, оказывает большая стоимость рабочей силы, которая складывается не только из затрат на привлечение «вахтовиков» и предоставление привлекательной для работника заработной платы, но и северных государственных гарантий и соответствующих налоговых отчислений с них. В Советском Союзе распределительная система компенсировала данные затраты, в рыночной экономике они стали бременем для бизнеса [20]. Механизм предоставления северных гарантий, которые до лжны компенсировать тяжёлые погодно­ климатические условия, в том виде, который в настоящее время применяется, не способствует повышению уровня и качества жизни местного населения, приводит к удорожанию производимой ими продукции, снижает заинтересованность работодателей к официальному трудоустройству работников и содействует развитию неформальной занятости. При этом речь не идёт о необходимости снижения уровня доходов работников Севера, как часто воспринимают данные предложения в регионах. Важно изменить источник покрытия выплачиваемых северных гарантий и связанных с этим налоговых отчислений. Сокращение данной нагрузки на северные компании и повышение их конкурентоспособности за счёт оптимизации затрат возможно несколькими путями: 1. Освобождение от налога на доходы физических ли ц сумм, который работодатели выплачивают работникам, выполняя требования государства, так как они предоставляются им в виде компенсационных сумм за проживание в сложных климатических условиях. 2. Полное освобождение от налога на доходы физических л и ц и социальных налогов сумм северных гарантий. 3. Перенос финансирования государственных гарантий на расходы федерального бюджета. 4. Предоставление государственных гарантий за счёт бюджета только д ля занятых в приоритетных отраслях, которые стратегически важны в силу социальной значимости или могут стать точками роста и создадут мультипликативный эффект для развития региона (области, края) в целом. К таким отраслям можно отнести (это прописано в соответствующих программах развития региона) энергетику, транспорт, промышленность [21]. Частичной альтернативой привлечения дорогостоящих и дефицитных трудовых ресурсов может стать распространение цифровых технологий и искусственного интеллекта, а также применение дистанционной занятости. Решение вопроса обеспечения приоритетных направлений развития Арктической зоны необходимыми трудовыми ресурсами с эффективной стоимостью их труда позволит достижению поставленных в Стратегии целей и задач. Приоритетами обеспечения реализации стратегических направлений развития Арктической зоны России финансовыми ресурсами до лжны стать: - привлечение диверсифицированных источников финансирования на всех этапах реализации Стратегии; - поэтапная концентрация привлекаемых финансовых ресурсов на крупных инфраструктурных проектах — строительство портов и припортовой инфраструктуры, дорожном хозяйстве и строительстве и обеспечение объектами жилищной и коммунальной инфраструктуры; - формирование рынка целевых инфраструктурных облигаций для привлечения долгового финансирования реализации проектов исключительно в Арктической зоне Российской Федерации; - создание национальных и международных финансово-банковских консорциумов для совместного финансирования мегапроектов в контексте соответствующих стратегических приоритетов развития Арктической зоны Российской Федерации; - развитие цифровых финансовых платформ и внедрение финансовых инструментов, основанных на цифровых валютах, искусственном интеллекте и финансовых технологиях; - создание института гарантирования исполнения обязательств по возврату привлечённого долгового финансирования на основе государственных и частных институтов [22], в том числе страховых консорциумов; - совместное финансирование участниками международных объединений (БРИКС, АСЕАН, ЕАЭС и др.). © Новикова И. В., Алимурадов М. К., 2024 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz