Север и рынок. 2024, № 4.
ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ the proposed methodological framework. Resource allocation must consider both mobility and accessibility at all stages of strategic execution. The efficient redistribution of limited resources to leverage existing and emerging competitive advantages necessitates the establishment of an effective system for monitoring and controlling the implementation of these priorities. Analyzing official statistical data from 2018-2023, the study evaluates the potential of labor, material, and financial resources to support the Arctic Development Strategy of the Russian Federation through 2035. The analysis encompasses regional trends in key indicators such as population dynamics (natural and migratory growth), workforce metrics (excluding small businesses), average monthly wages, unemployment and informal employment rates, investments in fixed assets, financial inflows, and the proportion of unprofitable businesses. To strengthen resource security, the article proposes upgrading financial tools and mechanisms for providing the working population with Northern benefits. It highlights the potential of digital technologies, artificial intelligence, and remote employment to partially offset the reliance on expensive and scarce labor resources. Financial support for implementing the Arctic development strategy can be bolstered by diversifying funding sources, including digital financing methods, across all stages of execution. Keywords: strategic priorities, resource provision, Russian Arctic, strategizing methodology, Northern benefits Acknowledgments: This study was supported by the Moscow State University Development Program, project No. 23A-SCH 0501 of the Interdisciplinary Scientific and Educational School "Mathematical Methods of Analysis of Complex Systems". For citation: Novikova I. V., Alimuradov M. K. Strategic priorities for the development of the Russian Arctic and instruments for their resource support. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 42-52. doi:10.37614/2220-802X.4.2024.86.003. СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 42-52. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 42-52. Введение Одной из наиболее сложных и одновременно перспективных в стратегическом видении территорий России является Арктическая зона, включающая обширные пространства целого ряда регионов страны. Отсутствие целостной и последовательно реализуемой стратегии развития этих регионов привело к фактическому разрушению за последние десятилетия целого ряда инфраструктурных объектов, формирующих основу экономической системы северных территорий [1]. Дисбаланс распределения ресурсов между регионами стал причиной фактической изоляции регионов Арктической зоны и неспособности самостоятельного принятия приоритетов, для реализации которых в субъектах этой территории накоплены либо могут быть эффективно привлечены все виды необходимых факторов производства [2]. Существенным прорывом в определении стратегических перспектив развития Арктической зоны Российской Федерации стало принятие ряда долгосрочных важнейших документов. В 2020 г. начала действовать Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года (далее — Стратегия). В ней представлен целый перечень мер в следующих сферах: - социальное развитие; - экономическое развитие; - развитие инфраструктуры; - развитие науки и технологий в интересах развития Арктики; - охрана окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; - развитие международного сотрудничества; - обеспечение защиты населения и территорий Арктической зоны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - обеспечение общественной безопасности; - обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в Арктической зоне. Указ Президента РФ «О б Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» от 5 марта 2020 г. № 164, Стратегическая программа действий по охране окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации от 19 июня 2009 г., Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» от 13 июля 2020 г. № 193-Ф3, распоряжение Правительства РФ «О Перечне опорных населённых пунктов (муниципальных образований) Арктической зоны Российской Федерации, в том числе выполняющих функции по обеспечению национальной безопасности и (или) функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и (или) инфраструктурных проектов в Арктике» от 28 ноября 2023 г. № 3377-р. направлены на повышение уровня и качества жизни населения в данном северном регионе, обеспечение экономической эффективности и национальной безопасности. Наличие подобных документов свидетельствует о признании крайне высокого значения Арктической зоны в системе национальных интересов России, а существенный перечень сфер, по которым предложены меры развития, подтверждает наличие большого количества национальных приоритетов, локализованных в данном регионе страны. Методы и методология Основу современной экономики регионов Арктической зоны РФ составляют предприятия минерально-сырьевого комплекса [3]. Изучение статистических данных о типах ресурсов, которыми в столь крупных масштабах обладает регион, делает очевидным, что для развития территорий и реализации © Новикова И. В., Алимурадов М. К., 2024 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz