Север и рынок. 2024, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 25-41. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 25-41. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ Рис. 9. Изменение темпов прироста цен на услуги в декабре 2023 г., % г/г. Расчёты автора на основе данных ЕМИСС. URL: https://fedstat.ru/ Таким образом, на первый взгляд, динамика инфляции в Мурманской области практически в точности повторяет динамику как Северо-Западного федерального округа, так и России в целом. Вместе с тем при более детальном рассмотрении можно обнаружить систематическое действие региональных факторов, которые оказывают значимое влияние на динамику инфляции, порой отклоняя ее от тенденций в округе и стране в целом. Их влияние не прекратилось и в начале 2024 года. Кроме того, важным представляется анализ более устойчивых немонетарных факторов инфляции. Подобные факторы несут за собой значительные инфляционные риски, действуя независимо от денежно­ кредитной политики на среднесрочном горизонте. Их игнорирование может приводить не только к отклонению инфляции от цели, установленной Банком России, но и к отклонению от национальных тенденций. Рассмотрим наиболее значимые на текущий момент немонетарные факторы инфляции в контексте Мурманской области. Выше были описаны точечные примеры региональных факторов инфляции, действующие в том или ином месяце. Однако, уже можно было заметить, что даже на протяжении одного года проявлялись рынки с признаками действия более устойчивых факторов немонетарной природы, которые не раз отклоняли инфляцию от общероссийских тенденций. Один из таких рынков — пассажирские авиаперевозки. Рынок воздушных авиаперевозок, важный для региона в силу территориального расположения, демонстрирует значительно более выраженную волатильность в сравнении с СЗФО и Россией в целом. Кроме того, темпы прироста цен на авиаперелеты ощутимо отклоняются от общероссийских показателей, а средние потребительские цены на авиабилеты значительно их превышают (рис. 10). Несмотря на то, что Мурманская область — регион с достаточно развитой транспортной инфраструктурой, включающей авиа-, железнодорожный, а также автомобильный транспорт, географическое положение накладывает свой отпечаток. Территориальная и экономическая удалённость региона, в силу расположения на полуострове, обусловливает малую интеграцию в межрегиональную систему сообщения, из-за чего жителям области сложнее найти альтернативу авиаперелётам. Регион находится в транспортном тупике, где рентабельность и привлекательность перевозок резко падает. Все эти факторы позволяют авиакомпаниям переносить возросшие издержки в цены на билеты, не опасаясь падения спроса. Рост издержек авиакомпаний, в свою очередь, помимо сложностей с поставками запасных частей для самолётов, был связан с удорожанием авиакеросина и с ростом тарифов в Мурманском аэропорту. На рынок пассажирских авиаперевозок влияют и ограничения, накладываемые существующей инфраструктурой Мурманского аэропорта. В первую очередь они связаны с малой пропускной способностью аэропортового комплекса как со стороны пассажиров, так и со стороны воздушных судов. Определённое давление на цены оказывает и несовершенная конкуренция на региональном рынке услуг воздушного транспорта. На ключевых авианаправлениях — Москва и Санкт-Петербург — большую часть рейсов выполняет одна группа компаний. Таким образом, среди немонетарных факторов на рынке пассажирских авиаперевозок можно выделить: - рост издержек авиаперевозчиков (авиационный керосин, обслуживание в аэропорту и т. д.); - недостаточные мощности существующей инфраструктуры аэропорта, ограничивающие возможности д ля наращивания предложения; - несовершенная конкуренция на региональном рынке услуг пассажирских авиаперевозок; - расположение региона в транспортном тупике и географическая удалённость. Другой рынок с признаками действия немонетарных факторов инфляции — это аренда жилья. Анализ рынка аренды жилья в Мурманской области показал, что темпы прироста цен ощутимо превышают аналогичные показатели по России в целом (рис. 11). К том у же динамика стоимости аренды квартир за последний год не единожды вносила основной вклад в формирование индекса потребительских цен в сегменте услуг. Рынок жилья Мурманской области обладает рядом специфических черт. В регионе отсутствует © Катроша Д. И., 2024 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz