Север и рынок. 2024, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 25-41. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 25-41. ЭКОНОМИКА СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ Рис. 9. Изменение темпов прироста цен на услуги в декабре 2023 г., % г/г. Расчёты автора на основе данных ЕМИСС. URL: https://fedstat.ru/ Таким образом, на первый взгляд, динамика инфляции в Мурманской области практически в точности повторяет динамику как Северо-Западного федерального округа, так и России в целом. Вместе с тем при более детальном рассмотрении можно обнаружить систематическое действие региональных факторов, которые оказывают значимое влияние на динамику инфляции, порой отклоняя ее от тенденций в округе и стране в целом. Их влияние не прекратилось и в начале 2024 года. Кроме того, важным представляется анализ более устойчивых немонетарных факторов инфляции. Подобные факторы несут за собой значительные инфляционные риски, действуя независимо от денежно кредитной политики на среднесрочном горизонте. Их игнорирование может приводить не только к отклонению инфляции от цели, установленной Банком России, но и к отклонению от национальных тенденций. Рассмотрим наиболее значимые на текущий момент немонетарные факторы инфляции в контексте Мурманской области. Выше были описаны точечные примеры региональных факторов инфляции, действующие в том или ином месяце. Однако, уже можно было заметить, что даже на протяжении одного года проявлялись рынки с признаками действия более устойчивых факторов немонетарной природы, которые не раз отклоняли инфляцию от общероссийских тенденций. Один из таких рынков — пассажирские авиаперевозки. Рынок воздушных авиаперевозок, важный для региона в силу территориального расположения, демонстрирует значительно более выраженную волатильность в сравнении с СЗФО и Россией в целом. Кроме того, темпы прироста цен на авиаперелеты ощутимо отклоняются от общероссийских показателей, а средние потребительские цены на авиабилеты значительно их превышают (рис. 10). Несмотря на то, что Мурманская область — регион с достаточно развитой транспортной инфраструктурой, включающей авиа-, железнодорожный, а также автомобильный транспорт, географическое положение накладывает свой отпечаток. Территориальная и экономическая удалённость региона, в силу расположения на полуострове, обусловливает малую интеграцию в межрегиональную систему сообщения, из-за чего жителям области сложнее найти альтернативу авиаперелётам. Регион находится в транспортном тупике, где рентабельность и привлекательность перевозок резко падает. Все эти факторы позволяют авиакомпаниям переносить возросшие издержки в цены на билеты, не опасаясь падения спроса. Рост издержек авиакомпаний, в свою очередь, помимо сложностей с поставками запасных частей для самолётов, был связан с удорожанием авиакеросина и с ростом тарифов в Мурманском аэропорту. На рынок пассажирских авиаперевозок влияют и ограничения, накладываемые существующей инфраструктурой Мурманского аэропорта. В первую очередь они связаны с малой пропускной способностью аэропортового комплекса как со стороны пассажиров, так и со стороны воздушных судов. Определённое давление на цены оказывает и несовершенная конкуренция на региональном рынке услуг воздушного транспорта. На ключевых авианаправлениях — Москва и Санкт-Петербург — большую часть рейсов выполняет одна группа компаний. Таким образом, среди немонетарных факторов на рынке пассажирских авиаперевозок можно выделить: - рост издержек авиаперевозчиков (авиационный керосин, обслуживание в аэропорту и т. д.); - недостаточные мощности существующей инфраструктуры аэропорта, ограничивающие возможности д ля наращивания предложения; - несовершенная конкуренция на региональном рынке услуг пассажирских авиаперевозок; - расположение региона в транспортном тупике и географическая удалённость. Другой рынок с признаками действия немонетарных факторов инфляции — это аренда жилья. Анализ рынка аренды жилья в Мурманской области показал, что темпы прироста цен ощутимо превышают аналогичные показатели по России в целом (рис. 11). К том у же динамика стоимости аренды квартир за последний год не единожды вносила основной вклад в формирование индекса потребительских цен в сегменте услуг. Рынок жилья Мурманской области обладает рядом специфических черт. В регионе отсутствует © Катроша Д. И., 2024 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz