Север и рынок. 2024, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 197-222. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 197-222. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ некоторые показатели естественного и миграционного движения, доходов населения, данные по которым опубликованы Росстатом за 2023 г. Анализ демографических и социальных процессов проведён на основе показателей, официально принятых в российской статистической практике и рассчитываемых в соответствии с методологическими положениями Росстата. В исследовании использованы общенаучные методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Статистический анализ основан на применении методов относительных и средних величин, показателей динамики, прогнозирования. Поскольку в Стратегии 2035 отставание значений демографических и социальных показателей, характеризующих качество жизни в Арктической зоне, от общероссийских или средних значений по субъектам Российской Федерации, в том числе в части, касающейся ожидаемой продолжительности жизни при рождении, смертности лиц трудоспособного возраста, младенческой смертности, — отмечено как вызов, формирующий риски для развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности, в работе широко используется метод сравнения значений показателей в отдельных арктических субъектах и в Арктике в целом со среднероссийскими значениями. Характеризуя информационную базу исследования, укажем на её основные, на наш взгляд, особенности и недостатки. Как самостоятельный объект статистического наблюдения АЗРФ была выделена только в 2014 г. в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 2437-р4, согласно которому в ежегодный Федеральный план статистических работ была включена разработка перечня 108 показателей, характеризующих различные аспекты социально экономического развития региона. В последующие годы перечень показателей систематически дополнялся, и в 2024 г. он включил 123 позиции. Однако сформированные на сегодняшний день динамические ряды по данным показателям не сопоставимы, поскольку за весь период статистического наблюдения (с 2014 г.) границы АЗРФ менялись четыре раза (указы5 Президента Российской Федерации № 287 от 27 июня 2017 г. и № 220 от 13 мая 2019 г., федеральные законы6 № 193-ФЗ от 13 июля 2020 г. и № 56-ФЗ от 23 марта 2024 г.). Ретроспективный пересчёт показателей с учётом присоединения новых территорий Росстат не осуществляет, что ставит под сомнение корректность динамических сопоставлений. 4URL: http://government.ru/docs/16032/ (дата обращения: 24.07.2024). 5 URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42021 (дата обращения: 24.07.2024); http://www.kremlin.ru/acts/bank/44231 (дата обращения: 24.07.2024). Аналитический потенциал арктической официальной статистики снижает и то т факт, что большинство показателей публикуются Росстатом лишь в целом по Арктической зоне. Это не позволяет исследовать дифференциацию процессов, происходящих на территориях, крайне неоднородных по степени освоения, заселения, экономическому и социальному развитию и другим параметрам. Сопоставимость показателей за разные годы крайне важна для разработки адресной политики и конкретизации управленческих решений с учётом специфических особенностей отдельных районов АЗРФ. Для решения задачи измерения неоднородности изучаемых процессов исследователи привлекают данные региональной и муниципальной статистики, но аналитический потенциал муниципальной статистики ограничен. Как известно, большинство социально экономических и демографических показателей просто не разрабатывается на этом уровне. Кроме того, Арктическая зона состоит из субъектов разного уровня администрирования, включая улусы , посёлки, наслеги, городские округа, которые не являются объектами самостоятельного статистического учёта и, следовательно, статистические показатели для них не разрабатываются в отечественной практике. Большинство исследований сегодня выполняются на основе данных региональной статистики. Однако, учитывая «л о с к утны й » характер Арктической зоны, этот подход тоже неоднозначен. На сегодняшний день в её состав полностью входят лишь 4 субъекта РФ: Мурманская область, Ненецкий, Ямало Ненецкий, и Чукотский автономные округа. Кроме того, к Арктической зоне отнесена часть 6 субъектов РФ: 6 муниципалитетов Республики Карелия (Беломорский район7, Калевальский район, Кемский район, Костомукшский городской округ, Лоухский район, Сегежский район), 4 муниципалитета Республики Коми (городской округ Воркута, городской округ Инта, городской округ Усинск, Усть- Цилемский район), 13 муниципалитетов Республики Саха (Якутия) (Абыйский улус, Аллаиховский улус, Анабарский улус, Булунский улус, Верхнеколымский улус, Верхоянский район, Жиганский район, Момский район, Нижнеколымский район, Оленёкский район, Среднеколымский улус, Усть-Янский улус, Эвено- Бытантайский национальный улус), 4 муниципалитета Красноярского края (город Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий район, Туруханский район, 10 сельских поселений Эвенкийского района), 9 муниципалитетов 6 URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45677 (дата обращения: 24.07.2024); http://www.kremlin.ru/acts/bank/50412 (дата обращения: 24.07.2024). 7 Курсивом отмечены территории, которые включены в состав Арктической зоны после 2014 г. © Дашкевич П. М., Флуд Н. А., Елисеева И. И., 2024 199
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz