Север и рынок. 2024, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 129-149. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 129-149. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ «Приоритет — 2030», расширение национального проекта «Образование» по модерни зации и ремонту на систему среднего профессионального образования. В-третьих, учитывая, что в настоящее время формируются новые национальные проекты «Кадры», «Инфраструктура для ж и зн и » , «М о л о д ёж ь и дети», следует включить в них меры , направленные на решение наиболее приоритетных проблем и вопросов системы образования АЗРФ, требующих как оперативных действий, так и долгосрочной политики в этой сфере. Необходимо провести систематизацию уж е реализуемых инициатив, их взаимоувязку с новыми проектами и программами в образовании с целью реализации компле ксно го подхода к развитию системы образования в АЗРФ. Заключение Сегодня сообщества А ркти ки сталкиваются с многочисленными проблемами, одной из которых является миграционная убыль населения, в том числе и вследствие низкой обеспеченности населения социальной инфраструктурой: многие люди по кид аю т небольшие населённые пункты , переезжая в большие города. Сохранить привлекательность ж и зн и в арктических поселениях в о зм ож н о за счёт приведения системы образования в соответствие с потребностями населения. Образование необ ходим о для развития и роста кажд ого человека. Неважно, где мы ж и в ём и кто мы, — нам всем нужно получать образование, чтобы мы могли расти и расширять свои знания и навыки. Доступ к качественному начальному образованию в месте непосредственного проживания, справедливые возможности доступа к профессиональному обучению и получению высшего образования являются базисом для устойчивого развития арктических территорий. Именно с образования начинается устойчивое будущее Арктики. В последние годы в сфере образования арктических регионов проходила оптимизация за счёт объединения и закрытия организаций, сокращения численности педагогических работников. В наибольшей степени она затронула сферу профессионального образования: количество ссузов и вузов значительно уменьшилось, следовательно, и численность преподавателей и студентов. В общеобразовательном секторе системы образования также наблюдалось сокращение и самих организаций, и учителей в особенности. В наименьшей степени оптимизация затронула лишь сферу д ош кол ьного образования: сокращение сети учреждений происходило в осно вном путём объединения, а не фактического закрытия. В последнее время наблюдаются положительные тенденции в изменении отношения государства к формированию и реализации политики в сфере развития системы образования в АЗРФ, реализуются федеральные и региональные программы и проекты, направленные на улучшение ситуации в этой сфере (наиболее заметны результаты их реализации в д ош кол ьн ом и ш кол ьном образовании). Вместе с тем до сих пор в АЗРФ остаётся значительное количество требующих решения проблем , особенно в системе профессионального образования. Несомненно, высокое значение системы образования для развития А рктики говорит о необходимости совершенствования политики в этой сфере, обеспечения доступа к качественному базовому образованию не только в городах, но и в малонаселённых районах Арктики, значительного расширения возможностей профессионального обучения непосредственно в арктических регионах, систематизации уже реализуемых инициатив и их взаимоувязки с новыми проектами и программами. Реализация такого предложенного автором комплекса мер обеспечит повышение доступности образования, качества ж и зн и населения, устойчивого развития АЗРФ. Теоретическая значимость работы состоит в изучении системы образования российской Арктики с позиций ком пле ксно го подхода к исследованию кадрово-инфраструктурной обеспеченности этой системы, в рассмотрении этой сферы не только в качестве объекта социально-экономиче ско го и пространственного развития (с учётом терри ториальны х особенностей арктических регионов), но и как важнейшего инструмента реализации парадигмы социально-центричного развития, обеспечивающего рост качества жи зни населения и устойчивое развитие АЗРФ, что в совокупности призвано внести вклад в теорию управления территориями. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в практике государственного управления развитием регионов АЗРФ, при корректиров ке стратегического планирования их социально экономического развития, при обновлении схем территориального планирования размещения инфраструктуры системы образования. Дальнейшее изучение данно го направления видится в угл ублённом анализе зарубежной практики развития образования, исследованиях вопросов оплаты труда в системе образования и развития платных услуг в этой сфере, качественного наполнения образовательных программ , в том числе направленных на повышение уровня знаний и понимания особенностей арктических территорий (их возможностей и уязвимостей), развития ди станционно го образования и проч. 146 © Торопушина Е. Е., 2024
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz