Север и рынок. 2024, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 129-149. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 129-149. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ происходило более значительными темпами соотношение численности учащихся и учителей (исключение — Чукотский автономный округ, где за период с 2000 по 2022 гг. нем но го снизилось). РФ Мурманская обл. НенецкийАО Ямало-Ненецкий ЧукотскийАО АО Рис. 11. Численность студентов в России и регионах АЗРФ в 2010 и 2022 гг., на 1000 человек населения. Составлено автором на основе данных: [Федеральной службы государственной статистики: офиц. сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 19.08.2024)] В-третьих, для всей территории АЗРФ были характерны крайне негативные изменения в сфере профессионального образования — значительное сокращение числа ссузов и вузов, численности преподавателей и студентов. Такое чрезмерное сокращение системы профессионального образования привело к сн иж ен ию его доступности и отрицательно сказывается на качестве ж и зн и населения, собственных трудовых ресурсах АЗРФ, встал вопрос о необходимости привлечения трудовых кадров из неарктических регионов. М ол од ёж ь АЗРФ вынуждена учиться в вузах и ссузах, расположенных в более обж и ты х районах страны, и зачастую в А р кти ку уж е не возвращается. В последние годы реализуется целый ряд федеральных и региональных программ и проектов, направленных на улучшение ситуации в сфере развития системы образования АЗРФ (наиболее заметны результаты их реализации в сфере дош кол ьн о го и школьного образования), однако остаётся ещё большое количество требующих решения проблем , особенно в системе профессионального образования арктических территорий России. С учётом важности системы образования в развитии арктических сообществ, необходимости обеспечения доступа к качественному базовому образованию в отдалённых и малонаселённых районах Аркти ки , к профессиональному обучению в арктических регионах автором предлагается ком пле кс мер, направленных на совершенствование политики в этой сфере. Во-первых, в сфере д ош кол ьн о го и общего образования н ужно обеспечить рост доступности образовательных организаций в периферийных районах А рктики за счёт создания новых объектов. Необходимо расширить льготы и привилегии в рамках системы привлечения педагогических кадров в удалённые населённые пункты. Требуется формирование механизмов организации дошкольного и начального общего образования для детей, ведущих кочевой или полукочевой образ жи зни , включая законодательное закрепление реализации права на обучение таких детей в местах их тра диционного проживания. Во-вторых, в сфере профессионального образования необходим о обеспечить значительное увеличение доступности вузов и ссузов в регионах АЗРФ за счёт создания новой сети организаций, открытия филиалов ведущих университетов РФ, реализации в Аркти ке сетевых образовательных программ . В действующие федеральные программы и проекты требуется внедрение мер, направленных на развитие системы профессионального образования, включая с нижени е критериев отбора для арктических вузов для их участия в федеральной программе © Торопушина Е. Е., 2024 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz