Север и рынок. 2024, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 129-149. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 129-149. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ В сфере подготовки специалистов среднего звена в регионах АЗРФ наблюдалась неоднозначная ситуация с преподавательскими кадрами. С одной стороны, был характерен, хоть и незначительный, но рост численности преподавателей: в М урманской области их число увеличилось с 569 до 587 человек (2010/2011 и 2022/2023 учебный год), в Ненецком автономном округе — с 39 д о 41, в Ямало-Ненецком — с 291 д о 316 (и лишь в Чукотском автоном ном округе зафиксировано небольшое сокращение — с 16 до 15). С другой стороны, наблюдалось значительное сокращение численности мастеров производственного обучения: в 4,2 раза — в М урм ан ской области — с 109 д о 26 человек (2010/2011 и 2022/2023 учебный год); в 7,9 и 9 раз — в Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах (с 71 до 9 и с 9 до 1 соответственно). Значительно сократилась численность студентов ссузов и вузов. Как и в ситуации с преподавательским персоналом, наиболее существенные негативные и зменения наблюдались в сфере подготовки квалифицированных рабочих и служащих, а также в высшем образовании. Так, в М урм ан ской области численность студентов вузов сократилась с 18,2 тыс. в 2000 /2001 учебном году до 6,9 в 2022 /2023 учебном году (то есть в 2,6 раза), в Ненецком ав тоном ном округе за тот же период — с 0,2 до 0. В Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах численность студентов вузов сократилась соответственно: с 0,5 до 0,1 тыс., то есть в 5 раз (2015/2016 и 2022/2023 учебный год), с 14,7 д о 0,2 тыс., то есть в 73,5 раза (2005/2006 и 2022/2023 учебный год). Следует отметить, что в целом в России наблюдалось лишь незначительное сокращение: в 2 000 -202 2 г. численность студентов вузов снизилась на 12,9 %. Численность студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, за период 2000 -202 2 гг. сократилась в 3,7 раза в М урм ан ской области (с 11 до 3 тыс.), в 3,5 раза — в Ч укотском (с 0,7 до 0,2 тыс.), в 2 раза — в Ненецком (с 0,6 до 0,3 тыс.), в 1,5 раза — в Ямало-Ненецком (с 3,4 д о 2,2 тыс.) автономных округах. И только в сфере подготовки специалистов среднего звена в АЗРФ наблюдался небольшой рост численности студентов, в основном за счёт М урм ан ской области, где произошло увеличение с 12,4 до 15,3 тыс. человек (2000/2001 и 2022/2023 учебный год), и Ямало-Ненецкого автономного округа: здесь численность студентов выросла с 6,8 д о 8,3 тыс. (в Ненецком и Чукотском автономных округах изменения были минимальны ). 8 Студенты профессиональных образовательных организаций, обучающиеся по программам подготовки специалистов среднего Результатом оп тимизации системы профессионального образования стало значительное сокращение численности студентов8 на 1 тыс. человек населения в регионах АЗРФ (исклю чением стал лишь Чукотский автономный округ, где наблюдался рост) (рис. 11). Такие показатели существенно ниже уровня, характерного для России в целом (здесь следует отметить, что и п оложение РФ по д а н ном у показателю существенно ухудшилось (см. рис. 2): наша страна опустилась с занимаемого в 2010 г. среди арктических стран 1-го места на последнее в 2022 г.). Но есть и положительные аспекты развития профессионального образования в Арктической зоне РФ. Так, в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет» на основе интеграции учреждений СПО и предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность в регионах российской А ркти ки , организовано пять образовательно­ производственных центров. Сформировано пять образовательных кластеров, созданных в отраслях, ориентированных на малый и средний бизнес и сферу услуг АЗРФ. В М урм ан ской области в рамках реализации стратегического плана «На Севере — жи ть!» для талантливых абитуриентов и студентов, получающих образование в М урм ан ском арктическом университете, с 2024 г. стартовала новая мотивационная программа, предусматривающая ед иноврем енные выплаты, повышенные стипендии, различные льготы и бонусы за высокие успехи в учебе. Представленный выше анализ изменений в системе образования показал наличие в целом общих тенденций развития отдельных составляющих этой сферы в арктических регионах России. Во-первых, сюда м о ж н о отнести сохранение сети дош кол ьны х образовательных организаций (сокращение их числа происходило за счёт объединения, а не закрытия); лишь в М урманске и Нарьян-Маре обеспеченность детей местами в дош кол ьны х образовательных организациях снизилась, тогда как для остальной территории АЗРФ был характерен рост. Во-вторых, наблюдалось сокращение общеобразовательного сектора: значительно уменьшилась обеспеченность населения общеобразовательными организациями, и особенно численность учителей. Д аже на фоне сокращения численности учащихся в общеобразовательных организациях (характерного практически для всей территории АЗРФ, за и склю чением Анадыря и Салехарда), снижение численности учителей звена, студенты образовательных организаций высшего образования, аспиранты. 144 © Торопушина Е. Е., 2024

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz