Север и рынок. 2024, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 129-149. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 129-149. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Высшее профессиональное образование представлено сегодня лишь несколькими организациями: на всей территории АЗРФ (включая арктические территории регионов, частично входящих в АЗРФ) работает 6 самостоятельных вузов (из них 4 — государственных) и 8 филиалов. Безусловно, флагманский вуз российской Арктики — расположенный в Архангельске Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ), в структуру которого входит семь высших школ, два института, три филиала (филиал САФУ в г. Северодвинске Архангельской области реализует п рограммы ВПО и СПО), три колледжа. САФУ — самый крупный вуз в Арктической зоне, в котором на данный момен т обучается более 15,5 тыс. студентов4, а также ядро подготовки кадров высшей квалификации для всей Арктики. Помим о САФУ, в Архангельске находится Северный государственный медицинский университет, в котором обучаются более 5 тыс. студентов (всего из 32 регионов, как входящих в Арктическую зону РФ, так и находящихся южнее, и 10 д ругих стран)5. Еще один вуз, являющийся центром высшего образования в АЗРФ и осуществляющий подготовку кадров для арктических регионов, — М урм ан ский арктический университет (МАУ). В его структуру входят: восемь институтов, два факультета, один филиал, реализующий программы ВПО (в г. Апатиты М урм ан ской обл.), а также реализующие программы СПО филиалы в Кировске и Полярном (Мурманская обл.), М урм ан ский ры боп ромыш ленны й кол ле дж им. И.И. Месяцева и ко л л е дж МАУ. В настоящее время в университете обучаются около 7,5 тыс. студентов6. Не менее важным центром подготовки в сфере высшего профессионального образования, несмотря на небольшую численность студентов (всего чуть более 1000), является Заполярный государственный университет им. Н.М. Федоровского, расположенный в Норильске (Красноярский край )7. Значимый вклад в профессиональную подготовку в А ркти ке вносят филиалы вузов, такие как филиал Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Анадырь Чукотского автономного округа), М урм ан ский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. М урм анск) и др. 4 Официальный сайт Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. URL: https://narfu.ru/university/about/word_of_rector.php (дата обращения: 24.09.2024). 5 Официальный сайт Северного государственного медицинского университета. URL: https://www.nsmu.ru/nsmu/ Godovoj_otchet_SGMU_22_23.pdf (дата обращения: 23.09.2024). Таким образом , АЗРФ характеризуется наличием лишь нескольких центров, где есть возможность получения профессионального образования, при этом создание новых вузов и ссузов в ближайшее время не планируется. Стоит отметить, что в худшем положении находятся арктические территории регионов, частично входящих в Арктическую зону, которые обеспечены профессиональным образованием в меньшей степени (и склю чением является только Архангельская область, где 98 % студентов ВПО и 67 % студентов СПО учатся на арктических территориях): так, в Красноярском крае из 14 работающих в регионе вузов только 1 находится в Арктике, из 116 организаций СПО — только 8. С 2010 по 2022 гг. значительно сократилась численность педагогических кадров ссузов и вузов. Наиболее существенные негативные изменения наблюдались в сфере подготовки квалифицированных рабочих и служащих: численность мастеров производственного обучения снизилась в Мурманской области в 6 раз — с 279 до 46 человек (2010/2011 и 2022/2023 учебный год), в Ненецком и Чукотском автономных округах — в 7 (с 14 до 2) и 8 (с 24 до 3) раз соответственно. Сократилось число преподавателей — в М урм ан ской области в 1,8 раза (с 202 до 110), в Чукотском ав тоном ном округе — в 5,2 раза (с 26 до 5 человек). Единственным и склю чением стал Ямало-Ненецкий автономный округ, где наблюдался рост численности преподавателей — с 71 до 81 (2010/2011 и 2022/2023 учебный год) и мастеров производственного обучения (с 82 до 117), реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Значительно уменьшилась численность профессорско-преподавательского персонала вузов. Наибольшее сокращение наблюдалось в Ямало­ Ненецком ав тоном ном округе, где численность преподавателей вузов снизилась в 51 раз — с 206 до 4 человек (2010/2011 и 2022 /2 02 3 учебный год). В меньшей степени, но та кж е существенно был сокращён профессорско-преподавательский персонал вузов М урм ан ской области: их численность снизилась в 3,5 раза (с 1100 до 316). Единственным регионом , показавш им положительную , но сугубо формальную д и н а м и ку стал Чукотский автономный округ: здесь число преподавателей за этот период увеличилось с 3 д о 4. 6Официальный сайт Мурманского арктического университета. URL: https://www.mauniver.ru/info/about/ (дата обращения: 24.09.2024). 7Официальный сайт Заполярного государственного университета им. Н.М. Федоровского. URL: https://polaruniversity.ru/ (дата обращения: 24.09.2024). © Торопушина Е. Е., 2024 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz