Север и рынок. 2024, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 129-149. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 129-149. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Результатом сокращения численности учителей стало увеличение отношения численности учащихся к численности учителей во всех регионах АЗРФ, за исклю чением Чукотского автономного округа (табл. 2). В рамках реализации программы «Земский учитель», направленной на привлечение учителей для работы в сельских поселениях и малых городах, за период 2 0 2 0 -202 4 гг., по д а н ны м Министерства просвещения РФ, была открыта 81 вакансия в Ямало Ненецком автоном ном округе, 47 — в М урм ан ской области, 12 и 7 — в Чукотском и Ненецком автономных округах, однако существенных положительных и зменений в обеспеченности образовательных организаций учителями в АЗРФ пока не произошло. В последние годы был запущен ряд программ, направленных на улучшение ситуации в сфере развития д ош кол ьны х и школьных организаций, повышение их доступности и качества образовательной деятельности. Реализация национальных проектов «Образование» и «Демография» позволяет в большей степени обновлять материально-техническую базу д ош кол ьны х и общеобразовательных организаций, оснащать их современным оборудованием, выполнять ремонт. Внедряется большой блок федеральных и региональных проектов — «Современная школа», «Учитель будущего», «Успех кажд ого ребёнка», «Цифровая образовательная среда», «М олоды е профессионалы», «Социальная активность», «Патриотическое воспитание» и др. Начиная с 2021 г., по д а н ны м Министерства образования и науки Мурм ан ской области, в рамках проекта «Арктическая школа» преобразовано 156 образовательных пространств в 98 школах и 35 детских садах. Национальный проект «Образование» способствовал откры тию школы в Североморске и нового корпуса школы в Печенге, кроме того, создано 9 центров «Точка роста» в школах, расположенных в различных районах М урм ан ской области. В Ненецком ав тоном ном округе в рамках нацпроекта «Образование» в 2022 г. открыт региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и мол одёжи «Маяк» в Нарьян-Маре. За период с 2020 по 2023 г. создано 12 центров «Точка роста» в Нарьян-Маре, Усть-Каре, Неси и др. Благодаря региональному проекту «Содействие занятости же нщ и н — создание условий дош кол ьн о го образования в возрасте до трёх лет» создаются д о полнительные места в уже действующих д ош кол ьны х образовательных организациях и вводятся в эксплуатацию новые объекты , например, ясли-сад на 60 мест в Нарьян-Маре и детский сад на 70 мест в с. Несь. Расширение программы «Единая субсидия» на Арктическую зону РФ позволило направить д о полнительные трансферты из федерального бюджета на строительство и ремонт школ и детских садов, расположенных в АЗРФ. Так, Республике Карелия были выделены средства на строительство детского сада в Калевале, Архангельской области — на капитальный ремонт бассейна М ор ской кадетской школы в Северодвинске, Ч укотском у ав тоном ному округу — на оснащение современным оборудованием школы в селе Островное и ремонт детского сада в Эгвекиноте. В настоящее время именно сектор д ош кол ьного и ш кольного образования является главным приоритетом государственной социальной политики, реализуемые проекты и программы охватывают большой спектр различных направлений их развития, что в совокупности проявляется в повышении доступности дош кол ьны х и общеобразовательных организаций, росте качества образовательной деятельности. Наиболее же существенные изменения, в основном негативные, затронули систему профессионального образования в АЗРФ: число осуществляющих подготовку по программам среднего профессионального и высшего образования организаций значительно сократилось. Уменьш ение числа вузов и ссузов проводилось в осно вном путём фактического закрытия образовательных организаций, тогда как объединение в более крупны е структуры было незначительным. Единственным по зи тивным и склю чением стал лишь Чукотский автономный округ, где был откры т филиал Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в Анадыре, в остальных регионах наблюдалось сокращение числа организаций профессионального образования (табл. 3). Так, например, в Мурманской области число самостоятельных вузов сократилось с 4 в 2002 г. д о 2 в 2024 г., филиалов вузов — с 24 до 3 (то есть в 8 раз). В Ямало-Ненецком автономном округе единственный самостоятельный вуз был закрыт, а число филиалов за период 2002 2024 гг. сократилось с 19 до 1. В Ненецком автоном ном округе все 3 филиала вузов, работающие в 2002 г., были закрыты (единственный из них — филиал Северного (Арктического) федерального университета, расположенный в Нарьян-Маре, реализует только п р о граммы повышения квалификации). Пространственное распределение вузов и ссузов внутри регионов в результате оп тимизации системы профессионального образования стало ещё более неравномерным , и если в сфере среднего профессионального образования возможность пройти обучение вне административных центров регионов АЗРФ (рис. 9) ещё сохраняется (и склю чением является лишь Ненецкий автономный округ, где на территории вне Нарьян-Мара нет ни одной самостоятельной или филиала организации СПО), то доступность высшего профессионального образования для населения минимальна (рис. 10). © Торопушина Е. Е., 2024 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz