Север и рынок. 2024, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 129-149. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 129-149. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ и Ямало-Ненецком автономных округах — на 16,6, 15,2 и 7,2 % соответственно, тогда как в России в целом численность детей в возрасте 1 -6 лет выросла на 3,4 %. Таким образом, рост обеспеченности местами в дош кол ьны х учреждениях происходил и за счёт снижения численности детей этой возрастной группы. Единственным регионом , в котором уровень обеспеченности детей местами в дош кольны х образовательных организациях так и не достиг значений 2000 г., стала Мурманская область, причём вне областного центра наблюдался рост показателя, тогда как негативно ситуация развивалась только в М урм анске (рис. 6), где обеспеченность местами в д ош кол ьны х учрежд ениях снизилась в 1,8 раза (с 1565 мест на 1000 детей в 2002 г. до 876 в 2022 г.). Отрицательную ди н ам и ку также показал Нарьян-Мар, где показатель снизился с 1089 мест на 1000 детей в 2002 г. до 923 в 2022 г. Число общеобразовательных организаций в АЗРФ значительно снизилось (табл. 2), причём этот процесс, в отличие от дош кол ьн о го образования, происходил уже преимущественно за счёт фактического закрытия школ, а не их объединения. Основная причина — сокращение численности обучающихся во всех без исключения арктических регионах в начале — середине 2000-х гг. Д аже несмотря на то, что с 2010 г. численность обучающихся в общеобразовательных организациях регионов АЗРФ постоянно увеличивается, количество таких организаций продолжает неуклонно снижаться. Тем не менее новые объекты вводятся. Так, в Ямало-Ненецком ав тоном ном округе начиная с 2019 г. было введено восемь новых школ на 3885 мест, одна — на 1200 мест была введена в М урм ан ской области. В конце 2022 г. началось строительство школы на 500 мест в Мурманске (первой за последние почти 30 лет) в рамках регионального проекта «На Севере — жить» и нацпроекта «Образование». Таблица 2 Число общеобразовательных организаций в регионах АЗРФ в 2000, 2010 и 2022 гг. и численность обучающихся в них, на начало учебного года Регион Общеобразовательные организации (ОО), ед. (РФ — тыс. ед.) Обучающиеся в ОО, тыс. чел. (РФ — млн чел.) Отношение численности учащихся к численности учителей, чел. 2000 г. 2010 г. 2022 г. 2000/ 2001 гг. 2010/ 2011 гг. 2022/ 2023 гг. 2000/ 2001 гг. 2010/ 2011 гг. 2022/ 2023 гг. Мурманская обл. 248 187 162 137,6 74,9 82,6 16,0 14,4 16,8 Ненецкий авт. округ 43 38 26 7,4 5,7 6,5 10,6 11,4 13,0 Чукотский авт. округ 56 42 42 10,3 7,1 7,2 12,9 11,8 11,4 Ямало-Ненецкий авт. округ 156 137 133 93,3 68,5 80,9 14,3 14,6 15,1 Российская Федерация 67,1 49,5 39,6 20,0 13,3 17,5 13,5 12,6 16,2 Примечание. Составлено автором на основе данных, представленных на официальных сайтах Министерства просвещения РФ, Федеральной службы государственной статистики, субъектов РФ и административных центров субъектов РФ, входящих в АЗРФ, образовательных организаций. Во внутрирегиональном разрезе сокращение числа общеобразовательных организаций наблюдалось и в административных центрах (исклю чением стал лишь Анадырь, где показатель не изменился), и на остальной территории арктических субъектов РФ (рис. 7). Численность обучающихся также везде сократилась, за исклю чением Анадыря и Салехарда, для которых был характерен рост (рис. 8). Продолжает уменьшаться и численность учителей общеобразовательных организаций в регионах АЗРФ. Наиболее значительное сокращение (в 1,8 раза) наблюдалось в М урм ан ской области: если на начало 2000/2001 учебного года в регионе работало 8,6 тыс. учителей, то к 2022/2023 их осталось лишь 4,9 тыс. Не столь масштабными темпами, но также сокращение было характерно для Ненецкого (с 0,7 до 0,5 тыс.) и Чукотского автономных округов (с 0,8 до 0,6 тыс.), и лишь в Ямало-Ненецком (после снижения с 2000 по 2010 гг. в 1,4 раза — с 6,5 до 4,7 тыс. соответственно) наблюдается устойчивый рост показателя (но уровня 2000 г. его значения пока не достигли): на начало учебного 2022/2023 года в округе работало 5,4 тыс. учителей. © Торопушина Е. Е., 2024 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz