Север и рынок. 2024, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 129-149. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 129-149. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ из федерального бюджета на строительство и ремонт детских садов и школ, а также других объектов социальной инфраструктуры. Национальные и федеральные проекты (позволяют реализовывать меры по повышению доступности объектов образования, качества работы этой сферы, созданию условий для формирования комфортной среды для ж и зн и людей в арктических регионах. Вместе с тем д о сих пор остаётся значительное количество нерешённых проблем , что и определяет актуальность данно го исследования. Эффективное и устойчивое развитие системы образования, как важнейшей составляющей социальной инфраструктуры, обеспечивает безопасность и стабильность [22], при этом в современном научном дискурсе понятие «социальная инфраструктура» все чаще пересекается с терминам и «качество ж и зн и » и «устойчивое развитие». И, действительно, с одной стороны, социальная инфраструктура выступает од н им из д о м и н и р ующ и х факторов, обеспечивающих рост уровня качества ж и зн и на основе удовлетворения основных потребностей человека [23], с другой — она формирует необ ходимый базис для устойчивого развития, л еж и т в основе современного общества, обеспечивая процветание и благополучие сообществ, оказывает непосредственное влияние на потенциал экономического развития, создание благоприятной инвестиционной и деловой среды, положительный м и грационный баланс рабочей силы [24]. Исследование трендов развития системы образования в российской Арктике, представленное в данной статье, опирается на теоретические основы трёх отдельных, но взаимосвязанных концеп ций — социальной инфраструктуры (базисом этой концеп ции является рассмотрение социальной инфраструктуры как отдельной экономической категории), качества жи зни и устойчивого развития. Цель статьи заключается в исследовании изменения кадрово-инфраструктурной обеспеченности системы образования Арктической зоны РФ за два последних десятилетия и определении направлений дальнейшего развития этой сферы. В задачи исследования входит сравнительный анализ изменений кадрово-инфраструктурной обеспеченности системы образования, а также анализ внутрирегиональной дифференциации в субъектах РФ, территории которых полностью включены 3 Так, в настоящее время в базе данных Росстата «Показатели муниципальных образований» содержатся разрозненные сведения по отдельным уровням системы образования (дошкольному и общеобразовательному), а информация о развитии профессионального образования, вовсе отсутствует. По отдельным составляющим развития школьного образования имеются сведения только за период 2006-2017 гг. Уровень (вид) в АЗРФ. Научная новизна исследования заключается в применении комплексного подхода к исследованию кадрово-инфраструктурной обеспеченности системы образования российской Аркти ки , рассмотрении этой сферы не только как объекта социально экономического и пространственного развития (с учётом территориальных особенностей арктических регионов), но и как важнейшего инструмента реализации парадигмы социально-центричного развития, обеспечивающего рост качества жи зни населения и устойчивое развитие АЗРФ. Практическая значимость исследования связана с разработкой комплекса мер, направленных на развитие системы образования АЗРФ, который може т быть использован в практике государственного управления развитием арктических регионов. Методы исследования Исследования развития системы образования арктических территорий затруднены, и это связано с тем, что многие арктические территории являются частью субъектов РФ, лишь частично входящих в АЗРФ [25], а данные, характеризующие д и н а м и ку развития образования в арктических муниципалитетах (за длительный временной период), в доступной официальной статистике отсутствуют3. В целях обеспечения сопоставимости данны х в работе рассматриваются лишь те субъекты РФ, территории которых полностью отнесены к Арктической зоне: Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа. Однако отдельные точечные д анны е о развитии системы образования арктических территорий регионов, частично входящих в АЗРФ, в статье также представлены, но, скорее, в виде отражения лишь отдельных аспектов, а не полного сопоставимого анализа показателей. Сравнительный анализ изменений кадрово инфраструктурной обеспеченности системы образования российской Арктики проведён в разрезе её основных составляющих — дош кольное образование, общеобразовательные организации и профессиональное образование. Предметом сравнения выступают основные показатели кадрово инфраструктурной обеспеченности этих составляющих арктического образования за более чем 20-летний период, начиная с 2000 г. Также представлена оценка изменений внутрирегиональной дифференциации кадрово- образования, о котором в официальной статистике системы образования сохранилась информация за продолжительный период, —это дошкольное, но только относительно единственного показателя — «число мест в дошкольных учреждениях», по которому имеется длительный динамический ряд данных (с 2006 г. по настоящее время). © Торопушина Е. Е., 2024 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz