Север и рынок. 2024, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 129-149. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 129-149. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Отсутствие региональной статистики по зарубежным странам не позволяет достоверно определить ситуацию в сфере развития профессионального образования в Арктике, однако имеющиеся данные, характеризующие национальные тенденции в изменении численности студентов профессиональных образовательных ор гани заций1, свидетельствуют об их значительном различии (рис. 2). И особенно сильно на фоне других арктических стран выделяются изменения, произошедшие в сфере профессионального образования России. Рис. 2. Численность студентов в арктических странах в 2010 и 2022 гг., на 1000 чел. населения. Составлено автором на основе данных: [UNESCO Institute for Statistics. URL: http://data.uis.unesco.org/#; Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 09.08.2024)] В последние годы в сфере образования арктических регионов России проходила оптимизация путём объединения и закрытия организаций, уменьшения численности педагогических работников. В наибольшей степени она затронула сферу профессионального образования: произошло значительное с нижени е числа ссузов и вузов и численности преподавателей и студентов. В общеобразовательном секторе т акже наблюдалось сокращение и самих организаций, и учителей (наиболее остро проблема сохранения сети общеобразовательных учреждений стоит в удалённых сельских населённых пунктах, где частой причиной закрытия малокомплектных школ является отсутствие педагогических кадров [21]). В наименьшей степени оптимизация затронула лишь сферу д ош кол ьного образования: с нижени е количества сети учреждений происходило в осно вном за счёт объединения, а не фактического закрытия. Безусловно, в последнее время наблюдаются положительные тенденции в изменении отношения государства к ф ормированию и реализации политики в сфере развития системы образования в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ). За последние годы было принято несколько стратегических до кум ен тов, определяющих основные направления развития этой сферы в арктических регионах России, изменился подход к финансированию развития учреждений образования. В 2022 г. Правительство РФ расширило действующую до этого на Дальнем Востоке программу «Единая субсидия» и на АЗРФ2, что позволило направлять дополнительные трансферты 1Для арктических зарубежных стран —обучающиеся по программам третичного (высшего) образования (уровней 5-8 Международной стандартной классификации образования 2011 г.); для РФ — студенты профессиональных образовательных организаций, обучающиеся по программам специалистов среднего звена, студенты образовательных организаций высшего образования, аспиранты. 2 См.: О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФот 26.09.2022 № 1 6 9 4 ; Об утверждении методических рекомендаций по подготовке планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации: приказ Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики от 21.10.2022 № 130. 132 © Торопушина Е. Е., 2024

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz