Север и рынок. 2024, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 129-149. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 129-149. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ оригинальных образовательных программ и т. д. Особое влияние арктическая специфика оказывает и на развитие городов (которые, как правило, имеют одинаковое свойство — изменчивость или пульсацию, что проявляется в ре зком изменении численности населения [11]), что также д о лж н о учитываться в деятельности системы образования. Ослабление внимания к проблемам развития системы образования или её оптимизация без учёта особенностей арктических территорий негативно сказывается на текущем с оц иал ьно-экономиче ском положении и перспективах развития арктических регионов [12]. В мировой практике обеспечение функционирования системы образования на национальном уровне тра ди ци он н о относится к прерогативе государства. Это характерно и для стран «Арктической восьмёрки», то есть государств, имеющ и х арктические территории (России, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии, Канады и США). При этом на управление развитием системы образования в арктических странах в значительной степени влияют различия политических систем, это, в свою очередь, связано с источниками и объёмами государственного финансирования (рис. 1). Отличия присутствуют как между разными странами или регионами, так и внутри самих арктических регионов. Рис. 1. Государственные расходы на образование в арктических странах в 2000-2022 гг., % ВВП: [Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/; UNESCO Institute for Statistics. URL: http://data.uis.unesco.org/# (дата обращения: 15.05.2024)] Однако для мировой А ркти ки присущи и общие тенденции развития, непосредственно влияющие на арктические системы образования: старение населения; социальная изоляция среди м о л о д ёж и ; концентрация населения в крупных городах; проблемы , связанные с тем, как обеспечить образование в малонаселённых районах, где только несколько детей достигаю т ш кольного возраста каж ды й год [13]. При этом наличие доступа к качественному базовому образованию в отдалённых районах Аркти ки , справедливые возможности в профессиональном обучении, получении высшего образования — всё это является ключевыми комп онен там и для устойчивого развития арктических сообществ [14]. Социально-экономические и культурные особенности А рктики предъявляют определённые ож идания к чувствительности образования [15], и образование в ответ не остаётся нейтральным : это всегда прод виж е н ие истории, ценностей, языков, навыков, поведения и мышления [16]. Образование следует рассматривать как важный показатель человеческого развития в Арктике, а ключевым вопросом для всех стран «Арктической восьмёрки» остаётся доступность образования [17, 18]. Причём необ ходим о обеспечить не только доступность общеобразовательных организаций (в том числе в отдалённых и малонаселённых районах), что позволит ш и р о ком у кругу детей и молодёжи пройти обучение в школе, но и, по возможности, доступность сферы профессионального образования [19]. Однако именно доступ молодёжи к профессиональному образованию непосредственно в Арктике, как правило, ограничен, хотя данная ситуация и различается межд у странами «Арктической восьмерки». Зачастую отсутствие возможности получения профессионального образования в непосредственном месте жительства (или поблизости от него) вынуждает молодёж ь уезжать в ю ж ны е районы страны [20]. © Торопушина Е. Е., 2024 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz