Север и рынок. 2024, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 96-111. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 96-111. ФИНАНСОВАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 14 (сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития); 15 (защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия). Стоит отметить, что смягчение влияния на климатическую систему и адаптация к изменениям климата признаются важнейшей составляющей экологической политики во всех рассмотренных государствах. В российской традиции экологическая и климатическая политика понимаются как две разные политики, хотя в стратегических документах20преодоление последствий изменения климата включено в экологическую повестку, в остальных трёх государствах климатическая политика изначально включена и является важнейшей частью environmental policy (можно перевести как «политика окружающей среды»). Заключение Представленное исследование выявило как существенные различия в нормативном обеспечении экологической политики России, Китая, Соединённых Штатов Америки и Европейского союза, основанные на разнице мировоззрений и ценностей, так и почти полные совпадения в направлениях политики, базирующейся на глобальной повестке. Результаты проведённого анализа рекомендуется использовать при формулировании отечественной экологической политики: больше опираться на свои мировоззренческие и ценностные установки, а при осуществлении международного взаимодействия стоит учитывать выявленную существенную разность в подходах. Основные отличия российской экологической политики состоят в том, что в центре её стоит человек и закреплено жёсткое научно обоснованное нормирование количества выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Особенно важно выполнение этих положений в АЗРФ, характеризующейся оттоком населения, а также низкой буферной ёмкостью и скоростью восстановления нарушенных экосистем. Переговорная позиция РФ по вопросам интернационализации Арктики должна базироваться на национальных экологических императивах, исходить из достижения целей народосбережения и обеспечения экологического благополучия21, опираясь на национальные подходы . Перспективными направлениями исследований по выбранной тематике являются обоснование и формулирование экологических императивов в российской Арктике как для переговорного процесса по вопросам управления арктическим регионом, так и для приходящих иностранных компаний. По мнению авторов, результаты проведённой работы являются новыми с позиции постановки исследовательских задач, методологии анализа и интерпретации полученных результатов. Задача выявления различий и общих черт экологической политики разных государств с точки зрения социокультурных особенностей до настоящего момента не ставилась ни российскими, ни зарубежными исследователями. Её формализация и решение, предложенные в статье, позволят российским учёным сформировать комплексное представление о различающихся подходах к формированию экологической политики, направить усилия на выявление социально-культурных особенностей нашей страны в деле обеспечения экологического благополучия и продвигать национальные интересы по вопросам экологического управления. Особенно это важно в интернационализирующемся арктическом регионе. Аналогичные выводы могут быть сделаны также и в отношении методологического аппарата исследования экологической политики: они призваны показать работающим в этой тематике российским исследователям, а также политикам важность выявления и обоснования политической концепции, основанной на социокультурных особенностях страны или региона, для подготовки и проведения реальных политических решений. Список источников 1. Чумляков К. С., Чумлякова Д. В. Интернационализация Арктики и национальные интересы арктических стран // Фундаментальные исследования. 2023. № 6. С. 56-63. 2. Obydenkova A. Arctic environmental governance: challenges of sustainable development // Climatic Change. 2024. Nо. 177. Р. 105. https://doi.org/10.1007/s10584-024-03762-x. 3. Концептуализация экологической политики: анализ российского и зарубежного научного дискурса и государственные приоритеты развития Арктики / В. В. Дядик [и др.] // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2023. Т. 26, № 1 (79). С. 7-34. 20 См.: О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_215668/ (дата обращения:03.07.2024). 21 См.: О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_475991/ (дата обращения: 03.07.2024). 108 © Ключникова Е. М., Маслобоев В. А ., Дядик В. В., Маслобоев А. В., Дядик Н. В., Чапаргина А. Н., 2024
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz