Север и рынок. 2024, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 96-111. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 96-111. ФИНАНСОВАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Также выделен объект, на обеспечение благополучия которого экологическая политика направлена в большей мере. Именно объект политики, предположительно, формируется, исходя из социокультурных особенностей и мировоззренческих установок страны. Как видно из таблицы , концепция экологической безопасности положена в основу экологической политики РФ и США. В обеих странах экологическая безопасность провозглашается частью национальной безопасности. Однако один и то т же термин «экологическая безопасность» (ecological security) в каждой стране понимается совершенно по-разному. В России экологическая безопасность подразумевает защиту экологических прав личности: согласно статье 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В Соединённых Штатах под экологической безопасностью понимается предотвращение или смягчение энергетических угроз и экологических рисков, которые могут повлиять на политическую и экономическую стабильность. Концепции Китая и Евросоюза — экологическая цивилизация и устойчивое развитие — по названию разные, но похожи по смыслу. Смысл состоит в равномерном обеспечении как экологического, так и экономического благополучия и социальной устойчивости. Как было написано выше, китайская концепция экологической цивилизации является переосмыслением концепции устойчивого развития с точки зрения китайской культуры и традиций. Китайская экологическая политика призвана обеспечить гармонию между природой и обществом, высокое качество жизни в благоприятной окружающей среде. В Европейском союзе экологическая политика направлена на предотвращение экологических конфликтов и конфликтов землепользования при осуществлении хозяйственной деятельности. Такая значительная разница в основных смыслах экологической политики может быть объяснена социокультурными особенностями рассматриваемых общностей людей (государств), разницей в их мировоззренческих традициях и ценностных установках. Социокультурные различия особенно просматриваются в наборе инструментов экологической политики. Несмотря на то, что во всех исследуемых государствах в той или иной мере используются инструменты нормирования, контроля, предварительной оценки воздействия, экономического стимулирования и пропаганды, в каждом из них превалирует свой подход. В РФ основными инструментами являются научно обоснованные нормирование, контроль соблюдения утверждённых нормативов и регулирование хозяйственной деятельности через стимулирование внедрения НДТ и лицензирование. Все инструменты направлены на обеспечение утверждённых нормативов качества окружающей среды. В законодательстве России не существует легального механизма получения разрешения на дополнительные выбросы и сбросы загрязняющих веществ. В США действует механизм квотирования выбросов и сбросов для предприятий, исходя из обеспечения критериев качества окружающей среды. С полученными квотами предприятие может обращаться как с активом, продавать, закладывать, хранить в банке и проч., проводить компенсационные расчёты. Таким образом, в США используются инструменты, основанные на бизнес-подходах к управлению экологической безопасностью, в то время как в России используются в большей степени административные инструменты. В Китае стандарты качества окружающей среды устанавливаются в согласии с экономическими пятилетними планами. Нормирование, таким образом, является не жёстким, как в РФ и США, а гибким (меняющимся в зависимости от экономической ситуации) инструментом поиска гармонии между природой и благосостоянием, обеспечивая социальную устойчивость. Большое внимание уделяется экономическому, в том числе налоговому стимулированию изменения способа производства в сторону большей экологизации, а также воспитанию экологичного мировоззрения и поведения через экологическое просвещение и пропаганду. В Евросоюзе используют инструменты гибкого нормирования (в зависимости от экономической ситуации и ситуации на местности), стимулирования изменения способа производства (НДТ) и поведения людей через пропаганду и процедуры предварительной оценки (СЭО, НПСВ). Гибкость (настраиваемость) экологической политики ЕС выражается в экспертном подходе, решения опираются не на жёстко закреплённые нормативы, а на экспертную оценку. Необходимо отметить, что, несмотря на разность выбираемых инструментов экологической политики, во всех государствах эти инструменты настроены на изменение способов производства и поведения людей в целях сохранения окружающей среды. Направления экологической политики всех четырёх государств сформулированы на основе международной повестки и перекликаются с целями устойчивого развития ООН (ЦУР 2030): 6 (обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех); 12 (обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства); 13 (принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями); © Ключникова Е. М., Маслобоев В. А., Д ядик В. В., Маслобоев А. В., Дядик Н. В., Чапаргина А. Н., 2024 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz