Север и рынок. 2024, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 96-111. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 96-111. ФИНАНСОВАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Она не препятствует государствам — членам Евросоюза оставлять в силе или вводить более строгие защитные меры, при этом предоставляет компетентным органам достаточную гибкость в установлении пороговых значений выбросов, которые гарантируют, что при нормальных условиях эксплуатации выбросы не превышают уровни, утверждённые в соответствии с НДТ. Из этого следует, что НДТ является ключевым механизмом обеспечения качества окружающей среды наряду контролем и нормированием выбросов. Делегирование гибкости компетентным органам в установлении нормативов выбросов согласуется с практикой принятия решений на основании экспертных оценок. Поэтому подготовка компетентных экспертов является важным компонентом экологической политики Евросоюза. И, как отмечается исследователями [26], органы власти ЕС придают большое значение формированию культуры и повышению уровня знаний служащих и сотрудников, которые работают в этой сфере, а также развитию механизмов взаимодействия с другими государственными институтами. Гибкость и рассредоточенность (природа, экономика, общество) европейской экологической политики, на наш взгляд, иллюстрируется процедурой стратегической экологической оценки17, главной задачей которой является анализ возможных последствий реализации планов и программ для окружающей среды на конкретной территории. Её результаты призваны способствовать принятию экологически и социально ориентированных решений. Стратегическая экологическая оценка, выполненная экспертами, призвана выявить и устранить причины возможных социальных и экологических конфликтов на самом раннем этапе принятия решений. Аналогичным СЭО-инструментом является обязательная с 2021 г. для любой намечаемой деятельности подготовка экспертного анализа планов и программ на предмет непричинения существенного вреда (НПСВ)18 в рамках каждой стратегической экологической цели. Этими целями являются: смягчение последствий и адаптация к изменению климата; устойчивое использование и защита водных и морских ресурсов; предотвращение и контроль загрязнения; защита и восстановление биоразнообразия и экосистем. 17Directive 2001/42/EC of the European Parliament and of the Council of 27 June 2001 on the assessment of the effects of certain plans and programmes on the environment. URL: https://eur- lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX :32001L0042 (дата обращения: 22.08.2024). 18 Do No Significant Harm' Technical Guidance by the Commission Recovery and Resilience Facility. URL: https://ec.europa.eu/info/ В рамках данной процедуры происходит акцентирование внимания на достижении стратегических целей. Последнее вменяется любой намечаемой на территории Европейского союза деятельности, в свою очередь, это заставляет экономических акторов отвечать на вопросы о том, как намечаемая ими деятельность будет способствовать достижению стратегических целей, что консолидирует и направляет их активность на достижение принятых целей. Таким образом, экологическая политика в ЕС рассматривается вкупе с экономическими и социальными вопросами и является политикой устойчивого развития. Концепция устойчивого развития декларирует равнозначность экономики, природы и общества. Политика направлена на сохранение социальной устойчивости. Поскольку для социума одинаково важны и здоровая окружающая среда, и успешная экономика, политика предусматривает определённую гибкость, в том числе и в установлении предельных значений выбросов загрязняющих веществ. Это повышает значимость экспертизы и мнения экспертов. Главными инструментами политики являются контроль, гибкое нормирование, применение НДТ, минимизация вероятности экологических и социальных конфликтов за счёт проведения максимально ранней экологической оценки намечаемой деятельности, консолидация хозяйствующих субъектов для достижения стратегических целей посредством проведения анализа того, как намечаемая деятельность б уде т содействовать достижению стратегических целей. Политика ЕС направлена на смягчение последствий и адаптацию к изменению климата, устойчивое использование и защиту водных и морских ресурсов, предотвращение и контроль загрязнения, защиту и восстановление биоразнообразия и экосистем. Данные цели полностью коррелирую т с целями 6, 12, 13, 14 и 15 в области устойчивого развития ООН (ЦУР 2030)19 . Обсуждение результатов В таблице представлены основные характеристики экологической политики России, Китая, Соединённых Штатов и Европейского союза, выраженные в концепциях, целях, механизмах и направлениях политики. sites/default/files/2021_02_18_epc_do_not_significant_harm_-technical_ guidance_by_the_commission.pdf Accessed 22.08.2024). 19 Цели в области устойчивого развития ООН. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable- development-goals/ (дата обращения: 22.08.2024). © Ключникова Е. М., Маслобоев В. А., Д ядик В. В., Маслобоев А. В., Дядик Н. В., Чапаргина А. Н., 2024 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz