Север и рынок. 2024, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 96-111. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 96-111. ФИНАНСОВАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ подчёркивают, что экологическая цивилизация, как форма человеческой цивилизации, основана на идеях уважения и защиты природы, ставит своей целью достижение гармоничного симбиоза между человеком, обществом и природой, устанавливает устойчивые модели производства и потребления в качестве своего содержания и фокусируется на том, чтобы направлять людей к устойчивому и гармоничному пути развития. Экологическая цивилизация делает акцент на человеческом сознании и самодисциплине, подчёркивает взаимозависимость, взаимоусиление и сосуществование человека и природы, включает в себя цивилизацию экологического сознания, цивилизацию экологического законодательства и поведения [13, 14]. Таким образом, в концепции экологической цивилизации большое внимание уделяется повышению уровня экологической культуры, изменению мировоззрения и поведения населения. Также следует отметить, что благополучие и качество жизни людей находятся в центре концепции построения экологической цивилизации, важнейшей целью которой декларируется поддержание и повышение качества жизни людей в настоящем и будущем [11]. И в научном дискурсе, и в нормативно­ правовых документах КНР широко используется понятие «экологическая безопасность». Обеспечение экологической безопасности провозглашено целью национальной экологической политики [15, 16]. Закон «О б охране окружающей среды » [17] предписывает государству проводить политику, направленную на экономию и возобновление ресурсов, охрану и улучшение окружающей среды, достижение гармонии между человеком и природой. Закон закрепляет следующие механизмы достижения гармонии между человеком и природой: контроль и надзор; инвестиции в охрану окружающей среды; просвещение и пропаганда. В целях обеспечения контроля и надзора разрабатываются национальные стандарты качества окружающей среды, которые могут быть ужесточены на уровне провинций. В зависимости от принятых стандартов качества окружающей среды и с учётом сложившихся экономических и технологических условий устанавливаются национальные стандарты выбросов загрязняющих веществ. Мониторинг состояния окружающей среды ведётся по единым стандартам и властями (на национальном и региональном уровнях), и хозяйствующими субъектами. Результаты мониторинга через службу контроля и надзора доводятся до общественности. Стоит отметить, что национальные и региональные стандарты качества окружающей среды и выбросов загрязняющих веществ устанавливаются не только на основе экологических исследований, но и согласуются с пятилетними планами социально-экономического развития. Таким образом, ключевой проблемой правоприменения экологического законодательства в Китае является соблюдение баланса между экономической активностью и природоохранными мероприятиями [18]. Так, в периоды экономических проблем, замедления роста, местные и центральные власти склонны применять тактику «индивидуальны х» подходов к соблюдению крупными предприятиями нормативов по выбросам, а плохое качество воздуха и недовольство граждан, напротив, моментально ужесточает отношение местных властей к бизнесу (правда, чаще всего малому и среднему, нежели крупному и государственному). Однако, на наш взгляд, это не связано с применением правовых норм в государственной деятельности, а является ключевой особенностью китайской экологической политики, таким путём осуществляется поиск гармонии между человеком и природой. Механизм инвестиций в охрану окружающей среды является ключевым в китайской политике обеспечения экологической безопасности. Закон «О б охране окружающей среды » требует, чтобы государственная финансовая и налоговая политика, а также политика в сфере государственных закупок и ценообразования была направлена на использование экологически чистых технологий и снижение выбросов загрязняющих веществ. Государство всячески поощряет своих граждан покупать экологически дружественные товары, а в сфере госзакупок обязаны отдавать предпочтение энерго- и ресурсоэффективным товарам, желательно произведённым из вторичного сырья. Механизм просвещения и пропаганды увязан не только с образовательными программами, но и с рекламой и нацелен на формирование соответствующих (экологически дружественных) мировоззрения и манеры поведения. Например, закон «О рекламе» напрямую запрещает пропаганду гедонистического поведения, реклама не может препятствовать охране окружающей среды, природных ресурсов и культурного наследия, иначе на нарушителя налагается штраф [19]. Направления экологической политики Китая закреплены в планах охраны окружающей среды в рамках текущей пятилетки. Так, план охраны окружающей среды на 2016-2020 гг. (13-я пятилетка) направлен на снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ и парниковых газов [17]; План охраны окружающей среды на 2021-2025 гг. направлен: на уменьшение влияния (сокращение выбросов парниковых газов в рамках экономики замкнутого цикла) на климатическую систему и адаптацию к изменениям климата; на борьбу с опустыниванием и восстановление земель; на охрану и восстановление водно-болотных 102 © Ключникова Е. М., Маслобоев В. А ., Дядик В. В., Маслобоев А. В., Дядик Н. В., Чапаргина А. Н., 2024

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz