Север и рынок. 2024, № 4.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 96-111. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 96-111. ФИНАНСОВАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ в установленном порядке, государство осуществляет контроль за соблюдением утверждённых норм. Это основная особенность экологической политики РФ: невозможно осуществлять приносящую доход, но опасную д ля окружающей среды деятельность. Договориться нельзя: нормы утверждены и опубликованы , за их несоблюдение последуют штрафные санкции вплоть д о закрытия производства. Внедрение НДТ до лж но способствовать достижению утверждённых или более строгих норм, но никогда не наоборот. Стратегия экологической безопасности РФ вызовами и угрозами экологической безопасности определяет последствия изменения климата, рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов, негативные последствия ухудшения состояния окружающей среды, включая засуху, опустынивание, деградацию земель и почв, сокращение биологического разнообразия и разрушение целостности экосистем. В Стратегии целями государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности названы: сохранение и восстановление природной среды; обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики; ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата. К механизмам реализации экологической политики отнесены государственные нормирование, контроль и надзор, регулирование посредством стимулирования внедрения НДТ и лицензирование отдельных видов деятельности. Информирование населения об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и её загрязнении; образование и просвещение также относятся к инструментам экологической политики РФ. Таким образом, обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации является ключевой целью национальной экологической политики и частью обеспечения национальной безопасности от внешних и внутренних угроз. Концепция экологической безопасности России имеет явно выраженный антропоцентричный характер, поскольку призвана обеспечить «защищённость экологических интересов личности». Обеспечение экологической безопасности строится на преодолении последствий изменения климата, роста потребления ресурсов, ухудшения качества всех природных компонентов окружающей среды (вода, воздух, почвы, биоразнообразие) и увеличения отходов. Данное преодоление осуществляется государством в лице всех органов власти, включая органы местного самоуправления, и общественными объединениями граждан. Для обеспечения экологической безопасности используются такие механизмы, как контроль, строгое, научно обоснованное нормирование, регулирование посредством внедрения НДТ и лицензирования, а также информирование, пропаганда и развитие экологического образования. Экологическая политика Китайской Народной Республики Китай — одно из неарктических государств, которое имеет значительные интересы и амбиции в Арктике и считает себя «околоарктическим государством». В рамках «Цифрового шёлкового п ути » и «Полярного шёлкового п ути » ожидается, что в ближайшем будущем китайские компании б уд ут инвестировать значительные средства в российскую Арктику в секторах добычи и разведки, строительства инфраструктуры, ледоколов и научно­ исследовательских институтов [9]. Таким образом, российская Арктика может столкнуться с экологическими практиками китайских компаний, имеющих опыт работы в отличающемся от российского правовом поле и в иных природно-климатических условиях. Для предотвращения возможных экологических конфликтов необходимо понимать основные различия в подходах и сглаживать их на ранней стадии. В настоящий момент каркасом системы экологической политики Китая является концепция построения экологической цивилизации, являющаяся китайской версией концепции устойчивого развития, которая «ставит людей на первое место, открывая новые варианты качества жизни, основанные на умеренно благополучном образе жизни в экологических пределах» [10]. Китайский путь к устойчивому развитию дискурсивно конструируется как нисходящий унитарный процесс, который включает в себя традиционные (конфуцианские и даосские) идеологии, социалистическое наследие (марксизм-ленинизм и маоистские коммунистические ценности) и неолиберальный подход индивидуализма (китайский дискурс сучжи — о человеческих качествах) в общепринятую экономическую, социальную и экологическую устойчивость [11]. Важно отметить, что идеи китайской экологической цивилизации, в рамках которой западные теории были дополнены традиционными учениями китайских философов, не противопоставляют человека природе, а считают человека её частью [12]. В этом заключается особенность китайского подхода к формированию экологической политики, благодаря которому объектом китайской экологической политики является достижение гармонии между человеком и природой. Китайские исследователи © Ключникова Е. М., Маслобоев В. А., Д ядик В. В., Маслобоев А. В., Дядик Н. В., Чапаргина А. Н., 2024 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz