Север и рынок. 2024, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 96-111. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 96-111. ФИНАНСОВАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Таким образом, в рамках анализа документов и статей выявлялись концепция, объект, цели, инструменты и направления экологической политики выбранных государств. Содержание концепций выявлялось исходя из названий основных стратегических документов, количества повторений в документах всех уровней и обозначения главной цели экологической политики в соответствующих законах. Объект экологической политики определялся исходя из текстов законов и стратегических документов, описывающих, на что/кого направлена экологическая политика, во имя чего/кого она осуществляется. Выявление целей и направлений проводилось по словам «ц е л и » и «направления» в текстах соответствующих документов. Поиск механизмов (инструментов) политики осуществлялся в рамках анализа текстов законов, а также исходя из наличия и широты охвата применения тех или иных законодательно закреплённых процедур достижения целей экологической политики (набора законов). Экологическая политика безопасности Российской Федерации Для Российской Федерации Арктика является важнейшим регионом, поскольку 40 % территории Арктики — это Россия и 30 % территории России — это Арктика. При этом 1,7 % живущего в Арктической зоне РФ населения производит 12 % ВВП страны [8]. Интернационализация Арктики будет сопровождаться новыми вызовами и при обсуждении вопросов экологического управления в регионе должна опираться на национальные экологические императивы, которые выявляются из законодательства. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года1 является документом , концептуализирующим экологическую политику России. Уже из названия видно, что основная идея экологической политики РФ состоит в обеспечении экологической безопасности. Это находит подтверждение в Конституции Российской Федерации2 и в федеральных законах3 «О безопасности» и «О б охране окружающей среды». Конституция определяет, что государственная политика в области охраны окружающей среды должна вестись в целях обеспечения экологической безопасности. 1 См.: О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_215668/ (дата обращения: 23.06.2024). 2См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения:23.09.2024). 3См.: О безопасности: федер. закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата Закон «О безопасности» включает экологическую безопасность в понятие безопасности страны и трактует её как состояние защищённости экологических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Закон «О б охране окружающей среды » определяет понятие экологической безопасности как состояние защищённости природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Нарушение экологической безопасности влечёт риски гибели отдельных природных объектов, загрязнения окружающей среды и, как следствие, угрожает жизненно важным интересам человека. В трактовке закона необходимыми условиями обеспечения экологической безопасности являются охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов. Все уровни власти, включая местное самоуправление, ответственны за обеспечение экологической безопасности. Для её успешного обеспечения закон предписывает осуществление нормирования и контроля, проведение научных исследований, а также подготовку руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды, экологическое просвещение. Благодаря внесённым законом4изменениям создана законодательная база перехода на наилучшие доступные технологии (НДТ) как ещё одного механизма обеспечения экологической безопасности путём поэтапного, рассчитанного на длительный период изменения способа промышленного производства. Необходимо отметить, что в России нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантии сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности посредством государственного регулирования хозяйственной и иной деятельности. Регулирование осуществляется в целях предотвращения и снижения негативного воздействия на окружающую среду5. Применяемые нормы устанавливаются на основе научных исследований и не могут быть смягчены в целях ускорения экономического развития. Нормы законодательно утверждаются и публикуются обращения: 23.06.2024); Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 23.06.2024). 4 См.: О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165823/ (дата обращения: 23.06.2024). 5Статья 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды». 100 © Ключникова Е. М., Маслобоев В. А ., Дядик В. В., Маслобоев А. В., Дядик Н. В., Чапаргина А. Н., 2024
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz