Север и рынок. 2024, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 96-111. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 96-111. ФИНАНСОВАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КонсультантПлюс (Россия), официальных сайтов Европейского союза, Соединённых Штатов. Информация о законодательстве Китайской Народной Республики, в силу языкового барьера, собиралась из статей китайских исследователей (в основном), написанных на английском и русском языках, а также из текстов переведённых документов. Научные статьи, агрегирующие представления об экологическом законодательстве, в той или иной степени использовались для анализа экологической политики всех выбранных государств. В ходе проведённого анализа предпринята попытка выявить мировоззренческие характеристики, отражённые в национальном законодательстве. Мировоззренческие установки определяют социокультурные особенности и являются базисом и предпосылкой национальной политики обеспечения экологической безопасности. В концентрированном виде они отражены в концепциях, положения которых затем развиваются в нормативном законодательстве. Таким образом, концепции можно рассматривать как мировоззренческую и ценностную базу, на основе которой задаются параметры целеполагания, строится система охраны природы и разрабатываются соответствующие способы хозяйствования. Национальные концепции не всегда имеют вид отдельного документа, но это то общее, что прослеживается не только в стратегических и нормативно-правовых документах, но также в научном и общественном дискурсах того или иного государства. Из национальных концепций охраны природы выявляются приоритетные объекты, на защиту которых направлена политика государства. Предположительно, объект политики устанавливается исходя из ценностных установок исследуемых сообществ. Концепции воплощаются в стратегиях, которые задают цели и определяю т приоритетные направления экологической политики государств. Законы (директивы) закрепляют механизмы (инструменты) политики, которые применяются для достижения задаваемых целей в областях, выбранных стратегиями приоритетными. Структура анализа может быть представлена следующим образом: мировоззренческие характеристики формируют концепции политики; ценностные характеристики формируют объект политики; мировоззрение и ценности, являющиеся социокультурными особенностями страны, формируют образ действий, то есть инструменты политики, отражённые в законах; состояние окружающей среды, международная повестка, мировоззрение и ценности формируют цели политики, сформулированные в стратегиях и законах; направления политики выбираются исходя из международной повестки и существующих экологических проблем, формулируются в стратегиях. Графически иерархия и структура анализа законодательства представлена на рис. 1. Рис. 1. Иерархия анализа экологической политики (составлено авторами) © Ключникова Е. М., Маслобоев В. А., Д ядик В. В., Маслобоев А. В., Дядик Н. В., Чапаргина А. Н., 2024 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz