Север и рынок. 2024, № 4.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 4. С. 96-111. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 4, pp. 96-111. ФИНАНСОВАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ охраны окружающей среды, которые системно и прочно интегрированы в совокупность императивов государственной политики РФ в Арктике [3], что говорит об их важности для страны, с другой стороны, всё чаще используются в качестве механизмов глобальной конкурентной борьбы [4]. Например, Китай свои цели в Арктике определил как развитие совместного управления регионом, подчёркивая важность глобальных экологических ценностей, которые по определению подразумевают инклюзивный подход и совместное международное сотрудничество в поиске решения проблем, вызванных изменением климата (устранение как его причин, так и последствий) [5, 6], в то время как Российская Федерация настаивает на приоритете национального права в регулировании любой деятельности на территории российской Арктики. Несмотря на то, что ещё со Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды (Стокгольм, 1972) в мире активно развивается международное экологическое сотрудничество, идёт поиск консенсуса и гармонизации подходов в области охраны окружающей среды, на уровне государств сохраняются существенные различия в формировании и реализации экологической политики. Обзор российских и зарубежных научных статей по вопросам экологической безопасности выявил существенные различия в наборе экологических приоритетов в России и за рубежом. Выявлено, что российский научный дискурс посвящён в большей мере обеспечению национальной экологической безопасности и решению локальных экологических проблем. Зарубежный же научный дискурс строится, главным образом, вокруг достижения целей устойчивого развития ООН и решения глобальных экологических проблем [3]. Таким образом, изучение особенностей экологической политики важнейших глобальных игроков является своевременным и актуальным, поскольку понимание различий и общего в подходах к обеспечению экологической безопасности может быть использовано д ля предотвращения конфликтов и для выработки взаимоприемлемых подходов к международному экологическому диалогу. В настоящей статье представлены результаты исследования, цель которого — выявление различий в политике обеспечения экологической безопасности, закреплённых в действующем законодательстве крупных государств (Россия, Китай, США и Евросоюз). Европейский союз является объединением стран, имеющих гармонизированную экологическую политику и далее в статье также называется государством. Эти государства заявляют о наличии коренных интересов в Арктике, позиционируют себя ключевыми игроками в арктическом регионе, и Российской Федерации предстоит с ними взаимодействовать. Полученные результаты могут быть использованы для выработки переговорной базы (экологических императивов, учитывающих арктическую специфику) Российской Федерации при осуществлении международного взаимодействия в Арктике. Метод и материалы Основным методом представленного в статье исследования является сравнительный анализ экологической политики выбранных государств. Сравнение экологической политики проводилось на основе системного и контент-анализа законодательства и научных статей на предмет выявления подходов к обеспечению экологической безопасности в выбранных государствах. Концепция экологической безопасности стала базовым критерием анализа, поскольку д ля Российской Федерации она является ключевой [3]. В рамках исследования проводилось сравнение концепций, объектов, целей, ключевых инструментов и направлений экологической политики выбранных государств, определялось наличие, роль и место концепции экологической безопасности. Центральной природоохранной концепцией в Российской Федерации является «экологическая безопасность» [3], поэтому исследование акцентировалось на том, что в выбранных государствах подразумевается под экологической безопасностью и как она достигается в рамках проводимой ими экологической политики, отражённой в нормативных правовых актах. Экологическое законодательство каждого государства во многом базируется на национальных способах и подходах к разрешению противоречий между природой и экономикой. «Экологическая политика более эффективна, если основывается на социокультурной специфике территориальной общности лю д е й » [7], поэтому, несмотря на тенденцию последних десятилетий по унификации и гармонизации в рамках глобальной экологической повестки, в текстах национальных документов обнаружены мировоззренческие и ценностные различия, обусловленные социокультурными особенностями. Анализ ключевых нормативных документов позволяет выявить глубинные смыслы и мотивы поведения участников экологического диалога, учёт которых в переговорном процессе будет способствовать снижению конфликтности и достижению взаимовыгодных политических соглашений в сфере охраны окружающей среды. Документы , формирующие экологическую политику выбранных государств, были взяты из открытых источников — информационной базы 98 © Ключникова Е. М., Маслобоев В. А ., Дядик В. В., Маслобоев А. В., Дядик Н. В., Чапаргина А. Н., 2024
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz