Север и рынок. 2024, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 77-89. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 77-89. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ снижение коэффициента финансового резерва. Причиной послужило изменение величины финансово-инвестиционного потенциала. До 2021 г. в большинстве арктических регионов финансово инвестиционный потенциал домохозяйств увеличивался достаточно динамично, а затем нестабильная внешнеполитическая обстановка, пандемия COVID-19 и порожденная ею общественная паника изменили сберегательное и потребительское поведение домохозяйств, что вызвало снижение финансово инвестиционного потенциала. Максимальный потенциал был сформирован у домохозяйств нефтедобывающих регионов, что привело к незначительному снижению данного коэффициента по сравнению с другими регионами. В качестве альтернативного и дополняющего показателя, отражающего возможность домохозяйства нивелировать непредвиденные обстоятельства, нарушающие его финансовую безопасность, выступает коэффициент защищенности бюджета. Он показывает, на сколько годовой объем вложений домохозяйств сможет покрыть их текущие потребительские расходы, если текущий доход будет утрачен. По данному коэффициенту наблюдается существенная дифференциация регионов (табл. 5). Если домохозяйства Республики Саха могут компенсировать вкладами только 30 % расходов, то, например, в Ненецком АО более 70 % (98 % в 2022 г.). При этом коэффициент защищенности бюджета домохозяйств большинства арктических регионов был ниже среднероссийского. С 2020 г. сложилась тенденция его снижения по России в целом и в большинстве исследуемых регионах. Одной из причин можно назвать риски разгона инфляции, а также финансовой нестабильности и, как следствие, повышенный спрос населения на наличные денежные средства, вызвавший отток вкладов населения. Таблица 5 Коэффициент защищенности бюджета домохозяйств Регионы 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 Республика Карелия 0,41 0,43 0,46 0,47 0,47 0,50 0,47 0,49 Республика Коми 0,47 0,52 0,55 0,56 0,56 0,61 0,59 0,59 Ненецкий АО 0,44 0,50 0,50 0,54 0,55 0,65 0,71 0,98 Архангельская область без НАО 0,40 0,43 0,45 0,46 0,48 0,51 0,49 0,50 Мурманская область 0,56 0,58 0,61 0,60 0,61 0,68 0,64 0,64 Ямало-Ненецкий АО 0,42 0,46 0,50 0,50 0,63 0,76 0,68 0,61 Красноярский край 0,37 0,38 0,40 0,42 0,42 0,47 0,43 0,44 Республика Саха (Якутия) 0,28 0,28 0,31 0,30 0,30 0,36 0,32 0,32 Чукотский АО 0,66 0,63 0,62 0,71 0,66 0,75 0,75 0,71 Российская Федерация 0,57 0,58 0,59 0,60 0,60 0,69 0,62 0,59 Примечание. Источник: расчеты автора на основе данных Росстата. По уровню общей финансовой безопасности регионов, определенной по совокупности рассмотренных коэффициентов относительно среднероссийского уровня, три региона, а именно Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Чукотский автономные округа, характеризуются повышенным уровнем финансовой безопасности домохозяйств. В двух регионах (Республика Карелия и Архангельская область) зафиксирован критический уровень финансовой безопасности, остальные находятся на умеренном уровне (табл. 6). Отметим, что среди арктических регионов нет ни одного, у которого был бы по всем коэффициентам повышенный или хотя бы умеренный уровень финансовой безопасности. Финансовая безопасность домохозяйств регионов Арктической зоны РФ заметно отличается по отдельным коэффициентам. Наиболее благоприятная ситуация по коэффициентам, отражающим состояние сбалансированности бюджета и возможности формировать финансовый резерв. Наиболее проблемными областями для анализируемых регионов в целом являются достаточность и защищенность бюджета. Таким образом, выявленные особенности состояния финансов домохозяйств необходимо учитывать при разработке предложений в области обеспечения общей финансовой безопасности региона. ©Чапаргина А. Н., 2024 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz