Север и рынок. 2024, № 3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 77-89. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 77-89. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ Таблица 3 Коэффициент достаточности бюджета домохозяйств Регионы 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 Республика Карелия 2,20 2,13 2,13 2,27 2,25 2,30 2,45 2,68 Республика Коми 2,84 2,60 2,51 2,51 2,59 2,56 2,69 2,76 Ненецкий АО 3,81 3,60 3,37 3,64 4,05 3,85 3,89 4,09 Архангельская область без НАО 2,40 2,54 2,71 2,69 2,66 2,60 2,73 2,85 Мурманская область 2,69 2,64 2,61 2,54 2,61 2,62 2,75 2,80 Ямало-Ненецкий АО 4,21 4,24 4,47 4,67 5,16 5,44 5,69 5,86 Красноярский край 2,51 2,55 2,47 2,45 2,52 2,52 2,69 2,69 Республика Саха (Якутия) 2,50 2,42 2,42 2,55 2,64 2,61 2,74 2,72 Чукотский АО 3,73 3,54 3,51 3,37 3,68 3,82 4,13 3,56 Российская Федерация 3,14 3,13 3,11 3,23 3,24 3,19 3,46 3,23 Примечание. Источник: расчеты автора на основе данных Росстата. В остальных арктических регионах коэффициент достаточности бюджета был ниже среднероссийского уровня, что указывает на несостоятельность системы государственной денежной компенсации за проживание в суровых природно-климатических условиях Арктики. Таким образом, коэффициент достаточности бюджета домохозяйств как один из показателей финансовой безопасности в большинстве арктических регионов отражает ее критический уровень. Дальнейшее усугубление ситуации вызовет тревожные ожидания у населения и приведет к «переходу» домохозяйств региона в зону финансового риска (рис. 2) и изменению финансового поведения. Коэффициент финансового резерва позволяет судить о возможности домохозяйств формировать Коэффициент фи запас финансовой прочности для нивелирования возможных рисков и угроз на среднесрочную перспективу. По данному показателю большинство арктических регионов не сильно отличались от среднероссийского уровня. Распределение регионов по коэффициенту финансового резерва близко к распределению по коэффициенту сбалансированности бюджета (табл. 4). По итогам 2022 г. арктические регионы, которые характеризовались наибольшими значениями показателя, — это Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа. То есть в данных регионах существует потенциал увеличения вовлеченности домохозяйств в финансовую сферу, что может повысить их общий уровень благосостояния и финансовой безопасности. Таблица 4 резерва домохозяйств Регионы 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 Республика Карелия 0,23 0,20 0,18 0,19 0,16 0,19 0,15 0,18 Республика Коми 0,32 0,31 0,30 0,27 0,30 0,34 0,30 0,31 Ненецкий АО 0,61 0,60 0,58 0,59 0,61 0,63 0,61 0,60 Архангельская область без НАО 0,24 0,21 0,20 0,13 0,14 0,17 0,14 0,16 Мурманская область 0,26 0,24 0,23 0,17 0,26 0,31 0,29 0,27 Ямало-Ненецкий АО 0,51 0,50 0,54 0,52 0,56 0,61 0,59 0,60 Красноярский край 0,25 0,25 0,22 0,19 0,20 0,27 0,22 0,24 Республика Саха (Якутия) 0,30 0,26 0,26 0,23 0,23 0,30 0,26 0,28 Чукотский АО 0,63 0,59 0,59 0,59 0,61 0,66 0,67 0,65 Российская Федерация 0,23 0,22 0,20 0,19 0,18 0,24 0,20 0,21 Примечание. Источник: расчеты автора на основе данных Росстата. Среди субъектов наиболее низкий уровень коэффициента финансового резерва в 2022 г. (ниже среднероссийского) показали домохозяйства Республики Карелия и Архангельской области. В остальных регионах данный показатель изменялся в диапазоне от 0,2 до 0,34 в течение 2015-2022 гг. Следует отметить, что в 2021 г. как в арктических регионах, так и в среднем по России зафиксировано ©Чапаргина А. Н., 2024 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz