Север и рынок. 2024, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 60-76. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 60-76. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ Выводы Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. 1. На основе анализа данных о количестве и структуре НКО в малых и средних городах ЕСР установлено, что за 2019-2023 гг. их общее число сократилось на 364 ед., или на 8,2 %. Вместе с тем практически в каждом городе возросло количество АНО, деятельность которых направлена на предоставление услуг в традиционно проблемных для малых городов сферах — образовании, здравоохранении, культуре и спорте. Это говорит о росте активности населения, повышении уровня его организованности и готовности проявлять гражданскую инициативу. При этом рассмотренный опыт функционирующих в малых и средних городах НКО свидетельствует о том, что данная форма гражданского участия открывает достаточно широкие возможности для решения тех вопросов местного значения, с которыми жители обращаются к органам власти. 2. В результате проведенного анализа официальных страниц органов местного самоуправления городов в социальной сети «ВКонтакте» выявлено, что жители малых и средних городов по сравнению с населением крупных городов в большей степени вовлечены в развитие коммуникации с органами местной власти, более явно демонстрируют лояльность к публикуемому органами местной власти контенту, а также более активно распространяют заинтересовавшую их информацию. Однако в части выражения своего мнения в виде комментариев жители крупных городов проявляют себя активнее. Наиболее часто обсуждаемыми вопросами в госпабликах органов местного самоуправления малых и средних городов ЕСР являются проблемы благоустройства города, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. 3. Выявлено, что жители малых и средних городов достаточно активно участвуют в обсуждении городских проблем в неофициальных городских сообществах в социальных сетях. Имеются примеры создания групп для обсуждения какой-то конкретной проблемы, к примеру необходимости строительства моста (г. Шенкурск). Однако в целом можно заключить, что горожане принимают участие в различного рода общественно полезных мероприятиях в том случае, если они организованы другой стороной, уровень самоорганизации жителей для решения общегородских проблем остается на достаточно низком уровне. Вместе с тем установлено, что при решении личных бытовых проблем горожане активно практикуют коммуникацию через городские сообщества. Более того, судя по активному отклику в комментариях на призывы помочь (земляки выражают согласие на помощь, спрашивают время и место, указывают номера телефонов), можно сделать вывод о высоком уровне доверия между горожанами. Для усиления участия жителей в развитии малых и средних городов, на наш взгляд, целесообразно, четко разъяснить полномочия администраций и свободы самих граждан. Это позволит горожанам лучше понимать свои возможности по решению общегородских проблем и отличать те случаи, когда необходимо вовлекать администрацию, а когда можно сообща самостоятельно предпринять необходимые действия. С целью увеличения эффекта, создаваемого НКО, по нашему мнению, важно, чтобы в первую очередь информация о них была представлена на официальных сайтах администраций городов. В настоящее время у многих рассмотренных городов раздел сайта об НКО существует без соответствующего наполнения и на протяжении продолжительного времени находится «в разработке». В то же время непосредственно сам третий сектор может способствовать обнародованию своих результатов через публикацию отчетов о проделанной работе как на своих официальных сайтах, так и на страницах сообществ в социальных сетях. Теоретическая значимость работы состоит в расширении представлений о возможностях участия населения в развитии территорий, в том числе малых и средних городов, а также в развитии методологических подходов к анализу гражданской активности населения. Практическая значимость заключается в возможности использования его результатов органами власти для корректировки способов взаимодействия с жителями и НКО при решении накопленных проблем или определении возможностей развития малых и средних городов. Перспективой дальнейших работ станет расширение масштаба исследования на сельские территории с целью выявления особенностей гражданского участия в них по сравнению с городскими населенными пунктами. Список источников 1. Секушина И. А. Развитие малых и средних городов Северного региона / под науч. рук. Т. В. Усковой. Вологда: ВолНЦ РАН, 2022. 175 с. 2. Местное сообщество: как реализовать свое право на город // Малые города России: новые вызовы, социальные проблемы и перспективы: монография / М. Ф. Черныщ, В. В. Маркин, Г. Р. Баймурзина [и др.]. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. С. 475-496. ©Секушина И. А., Лебедева М. А., 2024 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz