Север и рынок. 2024, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 44-59. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 44-59. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ образование, которое находится вне границ городских агломераций. На его базе предполагается ускоренное развитие инфраструктуры, что, в свою очередь, должно обеспечивать реализацию гарантий в сфере образования, медицинской помощи, услуг в сфере культуры и иных потребностей проживающего на территории ОНП населения. В случае НАО, на котором сфокусирован исследовательский интерес авторов настоящей статьи, в перечень ОНП, актуальный на 2023 г.4, включена лишь агломерация Нарьян-Мара, что противоречит вышеописанной логике, но имеет под собой ряд рациональных оснований. Во-первых, в окружном центре проживает более половины населения НАО (57 %)5. Во-вторых, в Стратегии социально экономического развития округа до 2030 года отмечается, что расположение НАО по маршруту Северного морского пути (СМП) рассматривается как фактор привлечения дополнительных инвестиций6. Наличие сравнительно развитой портовой инфраструктуры лишь в Нарьян-Маре делает его ключевым населенным пунктом округа на маршруте СМП. На сегодняшний день экономика НАО имеет в основном рентный и при этом очаговый («островной») характер, ядро которой — нефтегазо добывающие проекты в северной части Тимано- Печорской нефтегазоносной провинции и на шельфе Баренцева моря [6, с. 115, 121-122]. Однако такая монопрофильная структура делает экономику НАО уязвимой перед внешними вызовами, особенно с учетом перспектив «зеленого» энергоперехода. Кроме того, НАО как регион характеризуется следующими особенностями: 1) транспортно логистическая дивергенция (некоторые территории округа имеют более сильную транспортную связность с приграничными районами соседних субъектов РФ, нежели с окружным центром); 2) дисперсное проживание почти половины населения округа на его обширной неурбанизированной территории; 3) транспортная труднодоступность многих сельских поселений, прежде всего в тундровой зоне. Эти обстоятельства требуют более сбалансированного подхода, учитывающего необходимость комплексного развития также и сельских территорий НАО. В арктических регионах с рентной экономикой успешная реализация этой задачи требует учета не только возможностей перетока ресурсов из сырьевого сектора (через 4 Распоряжение Правительства РФ от 28.112023 № 3377-р «Об утверждении Перечня опорных населенных пунктов (муниципальных образований) АЗРФ». URL: http://government.ru/ docs/50301 (дата обращения: 13.05.2024). 5 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2023 года // Федеральная служба налогово-бюджетный механизм, корпоративные программы развития территорий), но и собственного потенциала сельских поселений. Без использования последнего их поступательное развитие прекратится, как только будут приостановлены по каким-либо причинам финансовые «вливания» со стороны корпоративного сектора или федерального бюджета. Теоретическое понимание того, согласно какой логике и на основе каких параметров оценивать ресурсный потенциал сельских поселений, позволяющий им как системам не просто воспроизводиться в ординарных условиях, а восстанавливать свою функциональность после столкновения с внешними шоками и кризисными ситуациями, дает концепция жизнестойкости сообществ. В свете вышесказанного цель этой статьи мы видим в сравнительной оценке уровня жизнестойкости ряда сельских сообществ НАО. Для достижения указанной цели в статье решаются следующие исследовательские задачи: 1) предлагается методика оценки жизнестойкости сообществ, адаптированная под специфику арктической сельской периферии, и осуществляется ее апробация; 2) рассчитываются интегральные индексы жизнестойкости сообществ для 16 населенных пунктов; 3) предлагается классификация исследованных сообществ на основе различий уровня их жизнестойкости идается качественная характеристика каждой из выделенных групп. Концепция жизнестойкости сообществ Концепция жизнестойкости (резилиентности) возникает в 1950-х гг. в контексте исследования психического феномена, описываемого как способность людей адаптироваться к травматическому опыту (psychological resilience). В дальнейшем термин "resilience" используется в исследованиях катастроф (disaster studies) и описывает процесс восстановления людьми привычного образа жизни на территориях, пострадавших от стихийных бедствий [7, p. 3]. На рубеже 1990-х и 2000-х гг. концепция получает дальнейшее развитие и становится теоретической рамкой для междисциплинарных исследований на стыке экологии, инженерии, теории управления и социальной антропологии [8, p. 6-9]. В этот период понятие "resilience" стало применяться для описания способности к восстановлению функциональной целостности отдельных социально-территориальных систем, таких как сообщества (communities), поселения, регионы [9, p. 6]. государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/ document/13282 (дата обращения: 13.05.2024). 6 Постановление Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 7.11.2019 № 256-сд «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года». URL: https://docs.cntd.ru/document/561620008 (дата обращения: 13.05.2024). © Максимов А. М., Малыгина М. В., 2024 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz