Север и рынок. 2024, № 3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 7-26. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 7-26. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ пропульсивная отрасль может возникнуть, что будет способствовать ускорению экономического роста. Данный вывод согласуется с результатами, полученными в [29], где доказан относительно более высокий вклад фактора капитала в формирование выручки компаний, что характерно для крупных компаний-резидентов, существовавших еще до введения преференциальных мер АЗРФ, которые реализуют проекты в пропульсивных для регионов отраслях. Полученный результат относительно наибольшей комплексной эффективности преференциальных мер АЗРФ для Чукотского АО согласуются с выводами авторов [19], полученными для особых экономических зон Дальнего Востока, где было доказано, что основной вклад в высокий уровень эффективности определяется низким базовым уровнем развития анализируемых процессов. Соответственно, относительно небольшое приращение в связи с реализацией мер особых экономических зон приводит к значительному росту параметра. С другой стороны, для территорий, которые имеют относительно более высокий уровень развития, это приводит к тому, что воздействие преференциальных мер оказывается незначительным, что определяет относительно более низкий уровень их эффективности (это, например, определяет низкие позиции в рейтинге для Мурманской области). При этом в работе [29] показано, что высокая комплексная эффективность преференциальных мер для развития Чукотского АО обусловлена не только эффектом низкой базы многих процессов, но и действительно высоким уровнем инвестиционной активности, который обусловлен реализацией купного проекта в сфере энергетики. Также доказанная в работе пространственная несогласованность развития отдельных аспектов реализации преференциальных мер, которая выражается в разнонаправленном изменении объема выручки, числа хозяйствующих субъектов (с учетом ИП), инвестиций и числа рабочих мест, что авторы объясняют различным характером закономерностей, связывающих данные параметры в разных регионах АЗРФ, подтверждается выводами, полученными в работе [11], где на уровне отраслей было доказано, что рост инвестиций в рамках реализации проектов АЗРФ может сочетаться как с ростом занятости, так и с ее сокращением, более того, для ряда отраслей наблюдалась незначимость влияния прироста инвестиций на уровень занятости. В целом же, несмотря на более широкие исследовательские возможности, обусловленные применением представленной методики, следует отметить сохраняющиеся ограничения, связанные с определенной разнородностью использованной информации, получаемой из различных источников (информация КРДВ, информация системы СПАРК, получаемая на основе списка резидентов, формируемого КРДВ). В частности, при расчете интегральных показателей в первый были сведены показатели, рассчитанные по кругу организаций (юридических лиц), во второй — показатели по кругу организаций и индивидуальных предпринимателей, в третий — набор коэффициентов по полному кругу показателей, что несколько усложняет расчеты. Существуют предпосылки к усилению указанных ограничений. Многолетний опыт взаимодействия с АО «Корпорация по развитию Дальнего Востока и Арктики» как с одним из основных источников информации о деятельности компаний-резидентов, позволяет говорить о существовании тенденции к все большему закрытию детализированной информации не только о деятельности хозяйствующих субъектов, но и о самом их перечне и статусе проектов, в то время как объективный научный анализ тенденций реализации преференциального режима в существующих условиях требует детализированной исходной информации. Так, например, трудности, с которыми столкнулся ряд компаний-резидентов в условиях санкционного давления, привели к фактической заморозке их проектов на неопределенный срок, что должно быть учтено в рамках дальнейших исследований. Заключение В результате проведенного исследования был разработан методический подход, позволяющий оценить эффективность функционирования преференциального режима АЗРФ с позиций значимости вклада резидентов по отдельным аспектам хозяйственной деятельности с учетом региональной специфики и малого срока его реализации, ограниченности статистических данных. На основе представленного обсуждения результатов можно заключить, что для выработки обоснованной методики оценки эффективности и системы показателей, которая будет в состоянии описывать все важнейшие процессы, необходима определенность в части тех целей, которые преследуются при развитии преференциального режима: стимулирование экономики через точки роста, что может вести к сжатию экономического пространства, или же создание условий для территориального и пространственного развития, что не всегда может быть сопряжено с ускоренным ростом. Необходимость понимания ключевых целей для выработки обоснованной методики оценки эффективности специальных экономических зон подчеркивается и в [32]. Такое не до конца оформленное представление о роли института преференциального режима АЗРФ и является дополнительным обоснованием необходимости регулярного мониторинга региональной © Волков А. Д., Рослякова Н. А., Слепцов Р. С., Никитина А. С., 2024 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz