Север и рынок. 2024, № 3.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 7-26. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 7-26. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ местами с другой. Выявленная особенность говорит о необходимости более детального исследования структуры взаимосвязей хозяйственных параметров на уровне отдельных регионов, что также является предметом рассмотрения в рамках будущих исследований. Осуществление анализа данных аспектов позволит, во-первых, выделить параметры, регулирование которых будет иметь ключевое значение для активизации комплексных экономических процессов на арктических территориях, а во-вторых, определить индикативные параметры, отражающие эффекты и результаты реализации регулятивных воздействий. Дискуссия В работе была доказана существенная пространственная неоднородность реализации отдельных аспектов преференциальных мер, что требует в полной мере учитывать этапы развития отдельных регионов, отраслей и предприятий в технологическом и институциональном плане при планировании и управлении развитием АЗРФ. Аналогичный вывод получают многие авторы в отношении эффектов специальных экономических режимов, например [21; 26]. В работе [21] отмечается, что воздействие особых экономических зон на результирующие параметры регионов, такие как ВРП и выбросы CO i , демонстрирует значительную неоднородность, что является основанием для поощрения различных инициативных проектов на местном уровне. В работе [26] на примере Китая показано, что особые экономические зоны значимы для создания новых фирм и расширения действующих фирм в восточном прибрежном регионе, в то время как в западном регионе они не смогли создать больше новых компаний и рабочих мест. Как показывает проведенное исследование, это справедливо и для территорий АЗРФ, где уже сейчас наблюдается более быстрый рост и количества проектов, и объема реализованных инвестиций в наиболее развитых и освоенных регионах Европейского Севера (Мурманской области, на арктических территориях Республики Карелия и Архангельской области). Эта особенность реализации преференциальных мер, которая способствует поляризации пространства, отмечается в докладах Всемирного банка15и в целом способствует закреплению сложившихся до введения преференциального режима АЗРФ тенденций и пространственных пропорций развития [13; 24]. 15 FaroleT, Akinci G. Special Economic Zones: Progress, EmergingChallenges, and Future Directions. USA: TheWorld Bank. 2011. DOI: 10.1596/978-0-8213 8763-4. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/75201146820398 0987/Special-economic-zones-progress-emerging-challenges-and-future- directions (дата обращения: 12.08.2024); Buba J., Wong M. D. Special © Волков А. Д., Рослякова Н. А., Слепцов Р. С., Никитина А. С., 2024 Если говорить об отдельных аспектах эффективности, которые были проанализированы в работе, то было доказано, что наибольший уровень эффективности АЗРФ демонстрирует в аспекте формирования рабочих мест, здесь процессы, происходящие в рамках особой экономической зоны, оказываются наиболее существенными по отношению к процессам, протекающим вне преференциального режима, что согласуется с результатами, полученными в работах [23; 28]. Эффективность преференциального режима в части создания рабочих мест (на уровне 40 -60 %) в Мурманской области, на арктических территориях Архангельской области и в республиках Карелия и Коми, при том что в целом для этих регионов характерно общее выбытие рабочих мест, определяет компенсаторный характер его действия, что также подтверждается выводами, полученными в работах [18; 31]. Также была показана ограниченная эффективность преференциального режима АЗРФ в аспекте создания новых субъектов хозяйствования (исключение составляет только Республика Карелия, где доля резидентов составляет 10 %), что согласуется с исследованием [26], где значимость новых особых экономических зон для роста численности резидентов также была доказана не для всех рассматриваемых регионов. Данные результаты также согласуются с выводами работ [11; 12], в рамках которых авторы приходят к заключению об общем исчерпании потенциала преференциального режима АЗРФ в привлечении крупных инвестиционных проектов на территории арктических регионов. Однако представленная работа существенно дополняет их выявлением региональной специфики именно арктических территорий, что особенно актуально при рассмотрении регионов, частично входящих в состав АЗРФ. Выводы, касающиеся преобладания среди резидентов малых и средних компаний в республиках Коми и Саха (Якутия), Ненецком АО, сочетающегося с низкими параметрами инвестиций, согласуется с мнением С. Н. Леонова [14] об ограниченном влиянии особых экономических зон на формирование полюсов роста при условии отсутствия якорного инвестора или развитой пропульсивной отрасли. С другой стороны, для арктических территорий Республики Карелия при текущем преобладании малых и средних компаний наблюдается высокий уровень эффективности в аспекте реализуемых инвестиций, что, соответственно, позволяет предполагать, что в будущем такая Economic Zones: An Operational Review of Their Impacts. Washington, DC. 2017. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/316931512640011 812/Special-economic-zones-an-operational-review-of-their-impacts (дата обращения: 12.08.2024). 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz