Север и рынок. 2024, № 3.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 3. С. 183-197. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 3, pp. 183-197. СУЩЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИКЕ автомобильных и железных дорог. Наблюдаются значительные расхождения темпов развития автодорожной и железнодорожной транспортных сетей как между регионами, так и по сравнению с общероссийским уровнем. Сохраняются территориальные диспропорции развития наземной транспортной инфраструктуры: большая часть российской Арктики, особенно ее восточные территории, почти не имеет наземных путей сообщения, поэтому даже между существующими на сегодняшний день транспортными коммуникациями, созданными еще в советские времена, отсутствует полноценная круглогодичная связь, а доступ к отдаленным поселениям ряда регионов и внутри них осуществляется только воздушным транспортом, по рекам (в летний период) и/или ежегодно возобновляемым автозимникам, часть из которых введена в разряд региональных дорог. Оценка уровня транспортной обеспеченности регионов АЗРФ Наши расчеты комплексных показателей транспортной обеспеченности за 2000-2020 гг. свидетельствуют о приросте коэффициента Энгеля (ke) во всех регионах АЗРФ (табл. 3). Однако отметим, что, поскольку ke оценивает уровень транспортной обеспеченности территорий с учетом численности населения, можно предположить, что рост этого показателя во многом обусловлен не только строительством новых наземных путей сообщения, но и значительным оттоком населения из Арктики (см., например, [37]). Косвенным подтверждением этого служит то, что при росте значений коэффициентов обеспеченности автодорожной сетью с твердым покрытием во всех рассматриваемых регионах (кроме Чукотского автономного округа, где протяженность автодорог сократилась почти на треть) наблюдается нарастание их отрыва от среднероссийского значения: если в 2000 г. keА в среднем по стране превышал аналогичный показатель по АЗРФ в 2 раза, то на конец 2020 г. это соотношение составило 2,3. Исключением является Ямало-Ненецкий автономный округ, где отрыв между значением keА региона со среднероссийским показателем keА существенно сократился (с 7,8 раз до 5,2). Главным образом, это обусловлено тем , что за время реализации крупномасштабного проекта СШХ и государственной программы «Сотрудничество», направленной на развитие интеграционных процессов в экономике и социальной сфере Тюменской области, на Ямале было построено и введено в эксплуатацию более 2000 км автомобильных дорог, в том числе 1888 км дорог с твердым покрытием. Среди них: автодорога Новый Уренгой — Надым протяженностью 41,4 км (2007 г.); магистраль Пангоды — Правоохетинский протяженностью 65,5 км (2009-2013 гг.); объездная 10Самая северная железная дорога в мире / ПАО «Газпром». 6 мая 2024 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazprom.ru/press/ ©Серова Н. А., Серова В. А., 2024 дорога в Надыме (2020 г.); участок Надым — Салехард протяженностью 344 км (2020 г.), строительство которого позволяет соединить западную и восточную части Ямала, а «в дальнейшей перспективе свяжет поселения региона с автодорожной сетью страны» [38]. Что касается железнодорожной сети, то в первую очередь следует отметить сохраняющиеся территориальные диспропорции в ее развитии. Наши расчеты показали, что обеспеченность регионов европейской части АЗРФ железными дорогами общего пользования ^ жд ) по-прежнему, как и в начале века, существенно превышает не только аналогичный показатель регионов восточных территорий Арктики, но и среднероссийский уровень. Строительство новых дорог обеспечило некоторое сокращение отрыва keжд большинства регионов со среднероссийским показателем, но не изменило существующую ситуацию. Исключением вновь составил Ямало-Ненецкий автономный округ, где за анализируемый период увеличилась как площадь территории, так и численность населения (показатели, учитываемые при расчете keжд), а протяженность железнодорожной сети, наоборот, уменьшилась. В итоге регион стал единственным в АЗРФ, где уровень обеспеченности железными дорогами общего пользования сократился. Однако, в то же время, в округе существенно возросла протяженность железных дорог необщего пользования (для Ямала характерно большое количество ведомственных дорог, большая часть которых принадлежат ОАО «Ямальская железнодорожная компания» и ПАО «Газпром»). В частности, в рамках мегапроекта «Ямал», реализуемого ПАО «Газпром», в 2011 г. была построена железнодорожная магистраль Обская (город Лабытнанги) — Бованенково — Карская (Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение). Дорога протяженностью 572 км используется для доставки грузов, предназначенных для освоения газовых месторождений полуострова и включает в себя 5 станций, 12 разъездов и 70 мостов, в том числе «самый протяженный в мире за Полярным кругом мост через реку Юрибей, не имеющий аналогов в практике мостостроения, как по особенностям конструкции, так и по климатическим и геокриологическим условиям строительства и эксплуатации»10. Кроме того, несмотря на приостановку реализации проекта СШХ, в 2023 г. началась реконструкция одного из участков данного проекта — железнодорожной ветки Надым — Пангоды (окончание работ планируется к 2027 г.). Иную динамику с ke продемонстрировали рассчитанные нами коэффициенты Успенского (ky) и Василевского (kv), учитывающие произведенный и отправленный совокупный объем грузов и товаров собственного производства (табл. 4, 5). news/reports/2024/northernmost-railway/ (дата обращения: 11.08.2024) 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz